Библейские чтения: Деян 14, 21-27; Откр 21, 1-5; Ин 13, 31-33a. 34-35

1. В чтениях сегодняшнего дня и во вступительной молитве есть одно слово, которое повторяется чаще других. Это слово – «новое». Во вступительной молитве мы просили о том, чтобы Господь укреплял в нас той новой жизни, которую мы получили в святом крещении. Крещение дает нам новую жизнь. И сегодня эта молитва очень подходящая, потому что во время этой святой Мессы примет крещение маленькая девочка – Элиза-Мария. И вот, во время её крещения, мы сами просим, чтобы Господь и в нас также обновил, укрепил ту новую жизнь, которую и мы получили однажды в день нашего крещения.

Но это слово «новое» мы услышали и во втором чтении: «Я, Иоанн, увидел новое небо и новую землю»…, и «увидел святой город Иерусалим, новый». «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое». И Евангелие говорит о новой заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;  как Я возлюбил вас» (Ин 13, 34).

«Новое», «новизна» – относятся к тем словам, которые всегда положительно действуют на нас. При встрече мы так и спрашиваем друг друга: «Что нового?». А если нет ничего нового, то грустно отвечаем: «у меня все по-старому», значит – ничего интересного. Мы все любим носить новую одежду, встречать Новый год, и мечтать о новой жизни. Всё новое становится вестью. Евангелие мы называем «благой вестью» именно потому, что оно содержит новизну по преимуществу.

Почему мы так любим новое? Не просто потому, что новое обычно лучше работает, чем «б/у», но потому, что новое и неизвестное  оставляет больше места для ожиданий и сюрпризов, для надежды и мечты. А счастье как раз рождается от этих вещей. Если бы мы знали, что Новый год принесет нам то же самое, что и старый: ни больше, ни меньше  – мы перестали бы его праздновать.

Здесь следует уточнить смысл слов «старое» и «древнее». Старое – это то, что с течением времени теряет ценность; а древнее, наоборот  – это то,  что с течением времени становится еще лучшее и приобретает ценность.  Поэтому мы, например, не говорим «Старый Завет», а говорим «Ветхий Завет».

2. Сейчас, после этих пояснений, подходим к странице Святого Евангелия и читаем эти слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин 13,34). И сразу возникает вопрос: почему Иисус говорит «заповедь новую даю вам»? Ведь эта заповедь уже была известна в Ветхом Завете. В чем новизна? Тут «новое» не противопоставляется древнему, но старому. Тот же евангелист Иоанн пишет в своем первом послании: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала… Но притом и новую заповедь пишу вам» (1 Ин 2,7-8). В общем, заповедь новая или древняя? И то и другое. Древняя согласно писанию, новая согласно Духу. Вся новизна в том, что Иисус сказал, что любить надо так, как Он возлюбил нас. И чтобы любить, как Иисус возлюбил нас, нужна нам Божья благодать. Заповедь любить ближних как самого себя, в силу нарушений, стало «старой» заповедью, слабой и истощенной, потому, что Закон возлагал обязанность любить друг друга, но не давал силы, чтобы её исполнить.

Возможно, вы уже попробовали любить ближних так, как мы это понимаем, «по человеческий». Но, наверное, многие испытали неудачу и приходили к выводу, что невозможно любить всех. Столько раз приходилось такое слушать: «нет, невозможно любить всех». Если человек с тобой поступает несправедливо, ты не можешь его любить. Если человек обижает тебя и не извиняется, как его любить? Тем не менее, Иисус, хорошо знающий наше сердце, заповедал нам: «любите друг друга; как Я возлюбил вас».

Любить так, как Иисус, мы сможем только, если Он сам наполнит наше сердце Его любовью. Тех сил, которые у нас есть, чтобы любить других всегда, не хватает. Но Иисус, умирая на кресте и давая нам Свой Дух, сделал нас способными любить друг друга. Таким образом, заповедь любви стала новой, потому что сейчас Иисус вливает в нас ту любовь, которой Он нас любит.

 

3. Заповедь любви новая еще и потому, что она «обновляет», делает нас новыми, и может все преобразить. Святой Августин пишет: «Именно эта любовь обновляет нас, делая нас новыми людьми, наследниками нового Завета, певцами новой песни».

Братья и сестры, желая обновить свою жизнь, мы должны обратиться к любви. Ведь любовь – это не просто заповедь. Когда Иисус нам говорит: «любите друг друга», Он не дает нам приказ любить других, но указывает на то, что нам необходимо, чтобы жить хорошо. Иоанн Павел II сказал, что человек не может жить без любви. И действительно, жизнь без любви – это не жизнь, это не человеческая жизнь. Французский философ Жак Маритен говорил: «Нам всем нужно много любви, чтобы жить хорошо».

Заповедь Иисуса указывает на то, что по-настоящему может улучшить и обновить нашу жизнь. И сегодня, размышляя над этим Евангелием, уместно задать себе следующие вопросы: Насколько хорошо мы живем? Насколько мы довольны своей жизнью? Насколько нас устраивает та жизнь, которой мы живем? И если качество нашей жизни не устраивает, тогда надо задать себе еще один вопрос: «А сколько любви есть в твоей жизни?»

На днях один пожилой священник сказал духовенству нашей Епархии: Всякое обновление в Церкви имело место тогда, когда люди заново открыли истину о том, что Бог любит нас, когда люди обратились к любви. То есть, обновляется Церковь не тогда, когда обновляются структуры и меняются церковные служащие, а тогда, когда Церковь и её служащие открываются к любви. И в этом главный смысл года Милосердия: в том, чтобы Церковь вновь открыла для себя божью любовь, обратилась к ней и обновилась.

Это касается также всякого обновления в нашей жизни. Часто бывает так, что люди, недовольные своей жизнью, пытаются обновиться. Одни едут жить в другие страны, думая, что там будет лучше, будет «по-другому», другие меняют все, что могут, и даже супругу (супруга), думая, что так будет лучше. Но, увы, все будет «по-старому», если не будет обращения к любви, если не пробудить в нас «веру в истинную, преданную и сильную любовь; любовь, что порождает мир и радость; любовь, что связывает людей, давая им почувствовать себя свободными во взаимном уважении» (Папа Бенедикт XVI).  Только настоящая любовь подобна любви Иисуса, Который отдал Себя нам из-за любви. Только она может что-нибудь изменить в нашей жизни и обновить её.

Сегодня, подготавливая эту проповедь, слушал свидетельство одного епископа, который делился опытом его пастырского служения:  супружеская пара переживала глубокий кризис в их отношениях. Казалось, что уже невозможно было супружескую жизнь обновить и, как часто говорят – любовь ушла. И вот он говорит: «Я был потерян, и не мог найти слов, чтобы их успокоить, чтобы они начали слушать друг друга, и в какой-то момент, единственное, что я мог сказать: «Помолчите, пожалуйста. Хватит обвинять друг друга. Просто подумайте немного обо всем». И к моему удивлению, после некоторого времени молчания муж сказал: «Я не хочу сдаваться.  Когда мы поженились, я обещал верность в любви не только тебе, но также и Иисусу. Я не был верным своему слову тебе. Но я не хочу оказаться еще и неверным Иисусу. Я прошу тебя, чтобы ты дала мне новый шанс». И жена сказала: «Да, ради Иисуса я дам тебе новую возможность». И –  рассказывает епископ – они до сих пор живут вместе.

Эта история, одна среди многих, доказывает очередной раз, что любовь действительно может обновить нашу жизнь. Неважно, какими бы ни были трудными обстоятельства, что только ни произошло в наших отношениях, но если мы откроемся любви Божьей, то она обновит нашу жизнь. Именно так надо принять слова, которые Иисус сегодня нам говорит: «любите друг друга, как Я возлюбил вас». И также те слова, которые слушали во втором чтении: «се, творю все новое» (Откр 21, 5). Да обновит нас Божья любовь.

о.Диогенес