…став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги
Его слезами и отирать волосами головы своей. 
Лк 7, 38

Шло время, которое я упрямо наполняла суетой и откладыванием на потом чего-то очень важного. Безусловно, сейчас мне было гораздо легче жить, чем тогда, когда я ходила во тьме непроглядной депрессии. Любовь Господа была со мной, она была осознаваема и принимаема мною, но от меня часто ускользала возможность полноценного глубокого погружения в настоящее, в реальность, ее подлинного проживания во Христе и со Христом.

На этом этапе в моем сознании остро стоял вопрос: кто же я есть на самом деле? Когда-то давно, читая о девизе древнегреческой философии, знаменитом «познай самого себя», я в глубине души думала: как же это скучно… То ли дело Бог и Вселенная с ее законами, история человечества и достижения мировой культуры и искусства. Что есть простое и маленькое «я» рядом с величием всех этих знаний? Но сейчас, с началом моего путешествия по внутреннему замку, я постепенно, шаг за шагом, постигала неизмеримую бескрайность собственной души, хитросплетения ее бесконечных лабиринтов, в которых постоянно происходила борьба Добра и зла, Жизни и смерти. И я начинала понимать, что познание себя и познание Господа неразрывно связаны и это увлекательнейший путь, ведущий одновременно вглубь и вширь, которым я должна пройти не ради достижения некой цели (исцеление, изменение жизни), но ради него самого. Ведь Сам Бог ведет меня по нему, мягко и деликатно приглашая, открывая двери, маня за Собой. И могу ли я отказаться? Чем станет моя жизнь в случае отвержения Его приглашения, как не пустым тоскливым проживанием дней и лет?

Увы, в силу моей слабости и несовершенства я шла очень медленно, останавливаясь и упираясь, и в какой-то момент поняла, что идти дальше не могу совсем, потому что мой замок стал будто чужим для меня, неродным, непонятным, неприятным. Будто некая пелена отделила меня от него, и густой туман заволок пространство вокруг, мешая приблизиться к себе и к Господу. Я стала напоминать сумасшедшего, блуждающего с фонарем среди тумана и спрашивающего прохожих, периодически выплывавших оттуда, не встречали ли они его самого. Моим фонарем была моя молитва, прохожими – люди, помогавшие мне на пути, но голос Господа не доходил до меня сквозь густую пелену. И тогда в тумане робко промелькнуло: возможно, причина была в моих грехах… Грехи? Странно. Нет. Ведь я регулярно их исповедовала, и казалось, что их не больше, чем всегда, мелких, рутинных, монотонных, тех, которые я отчаялась победить. Тем не менее, мысль о том, что именно грехи образуют туман души и мешают слышать Господа, интуитивно показалась мне верной.

Дело в том, что с тех пор, как я начала отделять в себе психику от духа, с тех пор, как поняла, что больна эмоциональной нетрезвостью, мне стало сложно определять, что есть грех, а что нет. Получается, бОльшая часть того, что я прежде исповедовала как грехи, была проявлениями вот этого самого нездоровья чувств. Поэтому мне приходилось искать новые грани смысла в моем старом греховном багаже и его осмыслении. Сначала меня понесло в крайность: я думала о том, что любые проявления эмоций и чувств, если они не причиняют явного вреда ближнему, нельзя считать грехом. Но возможно, именно такой подход – отношение к чувствам как к чему-то естественному, неконтролируемому и не имеющему отношения к жизни духа – привел меня в туманную долину и, окутав сердце густой непроглядной пеленой, стал препятствием для того, чтобы слышать голос Бога.

Те чувства, которые я перестала воспринимать как грех, с которыми перестала бороться, стали жить своей отдельной жизнью внутри меня. Они захватывали все больше и больше комнат внутреннего замка, проникали туда, куда раньше доступ им был запрещен, начинали провоцировать странные мысли и совсем странные фантазии. Туман становился все гуще и гуще, а я — отчужденнее и отчужденнее от Господа, от ближних, от себя самой настоящей.

Я пребывала будто в полусне в мире своих новых фантазий, они манили меня, будоражили чувства, наполняли разум, усыпляли волю, придавали леность и недисциплинированность моей внешней жизни до тех пор, пока однажды меня не разбудили. И голос человеческий донес до меня голос Божий со словами: милая моя, ты в плену греховных мыслей, они поглотили тебя! И тотчас же, как только я приняла эти слова как данность, как только они пронзили мое сердце своим острием, туман развеялся и исчез. Поскольку он перестал покрывать меня защитным слоем, я увидела себя настоящую – обнаженную и жалкую, гордячку, прелюбодейку и убийцу в мыслях, свернувшуюся калачиком у ног Иисуса.

И я внезапно поняла, что мои мысленные грехи были тождественны тем же грехам, совершенным в материальной реальности, потому что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5, 28). Горькое раскаяние наполнило мое сердце и, подобно евангельской женщине, я омыла Его ноги своими слезами и отерла волосами.

Еще совсем недавно я размышляла о том, чем раскаяние отличается от чувства вины. Но тогда мое знание было непрочувствованным и размытым. А тут, в неведомой мне прежде комнате души, оставшись перед Иисусом одна, в пустоте и тишине, ошарашенная тем, как далеко завели меня мои мысли, я искренне, с глубокой болью призналась Ему, что все грехи человечества на мне – и если даже какие-то из них я не облекла в плоть поступков, то точно совершила их мысленно. И после это признания я испытала невероятное облегчение.

Чувство вины обычно не покидало меня даже после исповеди, если я испытывала только его, без настоящего раскаяния, если поддавалась его искусительной власти, его парализующему нескончаемому эху: «виновата, виновата, виновата». В настоящем раскаянии, оказывается, не было чувства вины, или, даже если и было, оно терялось в той лавине потрясения, которая обрушивалась сразу на все составляющие личности: дух, разум, волю, чувства. Потрясение рождалось от прикосновения к себе настоящей, лишенной всяких масок и защитных оболочек, к себе-Еве, только что проглотившей кусочек запретного плода, к себе-Петру, горько рыдающему после трехкратного отречения. И это прикосновение к подлинности своей человеческой природы, бессильной перед грехом, как ни странно, самим своим прикосновением рождало неземную чистоту в душе.

Как удивительно! Чувство вины, если оно долго не уходит и мучает человека своей дьявольской хваткой, может породить желание что-либо изменить в своей жизни, но такое желание, лишенное любви, не от Бога, но от самого человека, обречено на провал. В раскаянии же сама его природа, сам породивший его импульс таинственны, непостижимы, исходят не от человека, хотя и пронзают его насквозь. Раскаяние буквально кидает к ногам Милосердного Господа, и когда ты, вот такой обнаженный и покрытый проказой, робко поднимаешь глаза вверх и видишь обращенный на тебя взгляд, полный любви, рушатся оковы, рвутся цепи, и Его святость наполняет до краев.

После исповеди, на которую Господь привел меня, чтобы я рассказала о своих мысленных грехах, я вышла в небывалой чистоте и ясности ума и чувств. Помню, как, спускаясь с лестницы, дотронулась рукой до перил храма и ощутила кожей и всем сердцем каждую ложбинку дерева, отполированного мастером и тысячами рук людей, вот так же приходящих сюда за утешением и освобождением. Помню, как ловила ртом снежинки и улыбалась, разглядывая, будто в первый раз, каждую деталь непривычно привычного мира, вбирая в себя его запахи и звуки. В тот момент – точно знаю – я была настоящая, живая как никогда, первозданная, пронзенная реальностью, яркостью, сочностью, многомерностью бытия, любящая и любимая, такая, какой задумал меня Господь.

Настоящей я была и непосредственно перед этим – в комнате души, которую отныне я стала называть Тайной комнатой, – лишенная привычных масок, склоненная пред пронзенными ногами Иисуса, плачущая над теми грехами, которым поддалась, за которыми пошла, изумленная Его чистотой и своей порочностью, но доверяющая и надеющаяся. После этого приключения души, открывшего мне Тайную комнату и безусловность Божьего милосердия, после обретения себя настоящей пред Богом и пред миром, я теперь точно знала, что чувства могут быть грехами, более того, они могут быть серьезными грехами, если мы вовремя их не останавливаем.

Теперь я часто повторяю внутри себя слова псалмопевца: «испытай меня, Боже, и узнай сердце мое… и зри, не на опасном ли я пути» (Пс 138, 23-24). И если раньше мне было трудно делать ежевечернее испытание совести, нужно было заставлять себя совершать это через силу, то теперь я бегу со всех ног в свою заветную Тайную комнату и склоняюсь перед Тем, Кто дает мне все, Кто дает мне Меня саму. Он всегда там, в этой комнате, всегда ждет, терпеливо и с великой любовью. Конечно, очистительная чудодейственная сила подлинного раскаяния приходит не каждый раз. Но думаю теперь, что ее приход зависит не только от нас, не только от нашей греховности и одновременно готовности меняться, но от Самого Бога, Который знает, когда, на каком этапе нашей жизни эта дивная благодать нам необходима.

Вероника Бикбулатова

На страницу цикла на портале Рускатолик.рф

На страницу цикла на сайте

Источник: Портал Рускатолик.рф