Сразу после конференции в воскресенье, 1 октября, о. Якуб Блащишин, заменяющий наших священников в приходе 30 сентября и 1 октября, дал небольшое интервью для нашего сайта.

Фото с сайта http://spb.francis.ru/?p=4109

– Отец Якуб, вы у нас впервые, и наши прихожане с вами практически не знакомы. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Даже не знаю, что сказать. Я служу в Санкт-Петербурге, читаю лекции по догматике в духовной семинарии и одновременно занимаюсь разными делами внутри конгрегации. Принадлежу к Ордену Миссионеров Божьего Слова, известных как вербисты. Я также очень часто посещаю разные приходы России, в которых мы работаем. Но и, конечно, время от времени делюсь тем, чем я сам живу, своей верой, своими богословскими и другими знаниями, в форме таких или иных конференций. Я считаю, что это очень важно, с одной стороны, для меня, ведь я могу поделиться верой, опытом моей духовной жизни, тем, что Господь мне дал, с другой стороны – видно, что люди тоже в этом нуждаются. Не только в форме проповедей или каких-то катехетических занятий, но и иногда в форме деления верой, которая, возможно, в какой-то степени приобретает систематическую форму, в силу моей работы в семинарии.

– А сколько лет вы живёте в России?

Я приехал в Россию в 1996 году. Сначала работал в Москве, в приходе Петра и Павла. После некоторого времени пребывания и обучения за границей, я переехал в Петербург и там работал в семинарии. Занимался формацией семинаристов, а также служил в разных приходах.

– Ваша конференция называется «Жить Словом Божиим в ежедневной жизни». Было бы интересно услышать какой-то пример из вашей жизни, как это происходит у вас. 

Божье Слово должно наполнять весь наш день ежедневно. Конечно, я не могу с утра до вечера читать это Слово, но в нашей жизни, в течение дня, должны быть такие точки опоры. Я день представляю себе как некий мост, от утра и до вечера, и иду по этому мосту с моей духовной жизнью. Но время от времени должна стоять опора, чтоб этот мост как-то не упал. Конечно, основные точки опоры – утром и вечером, это первые два основных момента. С утра человек просыпается, начинает жизнь, новое воскресенье, новый день, и, конечно, без физической пищи он не пойдёт далеко, а без духовной – тоже не будет в состоянии. Поэтому основной момент в моей жизни, в моем чтении Божьего Слова, конечно, утро. Я провожу определённое количество своего времени и пытаюсь понять, а, с другой стороны, живу, прежде всего, слушая то, чего от меня хочет Господь, к чему Он меня готовит. Какие видит мои ошибки. Быть может хочет, чтобы я изменился каким-либо образом, открыл себя. Возможно, есть какие-то вещи, о которых утром я ещё не знаю, чего Он от меня хочет, но сие Слово меня уже к этому готовит. Понятно, что это Слово во мне живёт: я Его запоминаю, в той или иной форме, хотя бы одно конкретное слово, с которым живу, иду в течение дня. К нему время от времени и возвращаюсь, не только потому что я этого хочу, но оно само как-то ко мне возвращается. И опять, и опять, и опять… Я думаю, это такие маленькие точки опоры, которые где-то появляются, чтобы не свалиться с моего моста.

Иногда Оно (Слово) меня защищает, а иногда показывает в конкретный момент, что мне сделать. Слово, как живой Христос, который, конечно, где-то рядом со мной, Он просто тогда мне говорит, что делать. Нет, это никакая не мистика, это не какие-то вещи, которые где-то в пророчествах или что-то подобное… Я просто чувствую, что Оно живёт. Живёт и тогда, кажется, приносит плоды. Далее, конечно, момент вечера, когда человек подводит итоги, как это Слово подействовало, как Оно жило, в каких моментах откликнулось. Иногда видишь, что оно тебя к чему-то готовило, а ты закрылся, остался глухим. Оно не сработало, не принесло плоды – потому что я притормозил. Был момент, когда надо было сказать, был момент… Но я, видимо, что-то…

Это, конечно, слабость человека, какое-то недоверие, или, может быть, занятость другими вещами, когда человек как-то не вспоминает этого. Но, конечно, отдаёт все это вечером, со словом засыпает. С каким словом? Со Словом следующего дня. Я считаю это важным, чтобы засыпать, и последние слова, которые человек слышит, засыпая, чтобы это были слова Библии. Тогда, засыпая, человек прощается кое-как с этим миром, входит в мир, который он не контролирует, но это Божье Слово, Оно уже там есть. Это Слово следующего дня. Поэтому вечернее коротенькое чтение касается как раз следующего дня, чтобы засыпать с этим текстом. Ночь тогда принадлежит этому Слову. Что Господь с этим сделает – я не знаю. Но я уже с Ним живу, Оно уже со мной вошло в этот мрак, как зерно, а что с ним будет, я не знаю.

Поэтому, когда утром возвращается, человек уже помнит: «Ах, сегодня Господь меня хочет встретить в своём винограднике». И начинаешь читать. Это такой цикл, я думаю, что более-менее в монашеских орденах достаточно часто встречается, никакой оригинальности моей в этом нет. Это просто такой режим ежедневности, я думаю, должен быть, и даже у мирян, которые, возможно, не в состоянии так много времени уделять этому, но, тем не менее.

– В нашем приходе немало молодёжи . Какой бы совет в заключение нашей беседы вы дали молодым людям, которые прошли катехизацию какое-то уже время назад, чтобы они могли продолжать духовно развиваться?

 

Я не представляю себе жизни и духовного развития без двух вещей.

Первая – познакомиться, подружиться со Христом, живущим в Слове. Я понимаю, что гораздо проще для нас общаться с Иисусом Христом, когда Он в храме, конкретно на службе, в таинствах. Он улавливаемый нами, объективно для нас присутствующий. Но мы не должны забывать, что Он объективно присутствует в Своём Слове. Это то, что мы каждый день можем делать. То есть не только по воскресеньям, а каждый день. И не будет никакого прогресса в духовной жизни без этого Слова. Слово – пища, светильник ноге моей и пища для моей души. Это первая вещь.

Вторая – взять хорошую духовную литературу. Не бояться что-то брать «с верхней полки». Нам иногда дают книжки, вещи, которые духовно очень просты. Такие авторы, как святая Тереза Авильская, святая Тереза Младенца Иисуса, которых мы читаем, Иоанн Креста, другие авторы, – мы считаем, что они не для нас, что это для монашествующих. Что классика духовной литературы недоступна, что мы ничего не поймём. Ничего подобного! Я думаю, что каждый может взять и попробовать. Как раз, может получиться так, что там есть то, чего человек ищет. Не бояться таких вещей. Молодые люди идут по следам тех, которые уже это сделали и тоже были молодыми. Тереза Младенца Иисуса в пятнадцать лет ушла в монастырь. И другие… Они знали, они прошли, значит, все есть для всех. Только надо попробовать. Конечно, это не означает, что я сразу прочитаю. Может, что-то не подойдёт, но, безусловно, какую-то такую духовную пищу кроме Библии надо себе давать.

Тогда, с одной стороны, у человека есть непосредственный контакт с Господом, Таинства, чтение Божьего Слова, Библия, а с другой стороны, есть укоренение в такой христианской, католической традиции. Там корни, там надо искать поддержку. Это не так, что пятнадцатый-шестнадцатый век сейчас никому не нужен, неправда. Тот Дух Святой, который действовал, и тропы, которые Он прокладывал, – мы и сейчас можем ими идти. Это не значит, что все пойдут в монастырь, наоборот, есть люди, которые в миру живут глубокой духовной жизнью, затрагивающей мистические моменты, но мы даже не знаем об этом. А человек иногда откроется, и поставит тебе вопрос, и думаешь: не может быть, откуда у него все это?

«Я три раза прочитал Терезу Авильскую». Я говорю: «Вы, три раза?.. У вас специальное образование есть?» – «Нет». И думаешь: Господи, я чего-то ещё не понимаю во всем этом. То есть просто не бояться таких вещей, которые, может быть, на первый взгляд только для какого-то изысканного читателя. Неправда. Все есть для всех.

Живём в Церкви, живём в общине, а с другой стороны, общение постоянно с Иисусом в Слове и вот этот огромный, богатый контакт. Существуют различные авторы, отцы Церкви, – просто читать. Без этого наша вера засохнет. Её необходимо постоянно подкреплять полноценной пищей, поскольку человек развивается и ищет свой путь.

 

 

Беседовала Элеонора КОСТОЧКИНА. Фото автора.