Иисус сказал ученикам Своим притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. Вот два слова или две идеи, которые хочет передать Иисус Христос: «Всегда молиться и не унывать». Почему нужно всегда молиться? Почему быть христианином – означает молиться? И не молиться – означает не быть по-настоящему христианином. Говорит Григорий Нисский: «Отлучается же от Бога, кто не в единении с Богом посредством молитвы» (Святитель Григорий Нисский «О молитве»).
Кто не соединяется с Богом в молитве, – отдаляется от Него, отдаляется от Бога. Получается, что согласно святому Григорию Нисскому, есть две возможности: либо мы с Богом, потому что молимся, потому что в молитве с Ним соединяемся, либо мы не молимся и не с Богом, то есть далеки от Бога. Кто не соединяется с Богом в молитве, – отдаляется от Него. Когда мы молимся, мы с Богом и Бог с нами. Понятно, что в любом случае Бог присутствует везде, Он нас окружает, без Него мы бы и секунды не могли существовать. Мы существуем, потому что Бог с нами. Он поддерживает нас, Он творит нас, в этот момент, здесь и сейчас, и мы Ему всем обязаны.
Но очень важно, что мы с Богом, когда мы молимся. Это значит, что молитва – вещь абсолютно необходимая. Без молитвы невозможно быть верующим. В молитве мы предвкушаем то, для чего мы сотворены – Небесную славу. Что нас ожидает на Небесах, мы знаем? На Небесах нас ожидает Бог. В чем будет заключаться блаженство на Небесах? Главным образом, оно будет заключаться в том, что мы будем соединены с Ним, что у нас будет возможность общаться с Ним, говорить с Ним, видеть Его, находиться с Ним в единении. А чего мы достигаем здесь на земле в молитве? Того же самого. Несовершенным образом, ибо в совершенстве это будет на Небесах, но когда мы молимся, мы соединяемся с Богом, мы разговариваем с Ним, мы не телесными глазами, но духовным взором глядим на Него, обращаем к Нему наше внимание, наши духовные глаза, духовный взор. То есть, когда мы молимся, мы будто бы немножко попадаем на Небеса, особенно когда мы молимся, например, во время Святой Мессы и участвуем в этой жертве, которую Христос за нас приносит. Жертва, которую Он принес на Кресте, жертва нашего искупления, жертва, которую Он на небесах, в вечности, возносит Своему Отцу за наши грехи, за наше спасение.
Когда мы молимся, – предвкушаем ту славу, которая нас ожидает на Небесах. Поэтому кто молится, тот соединяется с Богом. А кто находится с Богом, с другой стороны, отдаляется от всего, что Богу противостоит. То есть от врага, от сатаны, удаляется от сатаны и защищается от сатаны, потому что: «Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!»(Ис 8,9-10) Если с нами Бог, то кто против нас? Если мы молимся, то в момент молитвы все искушения обычно отпадают. Если мы молимся чистым сердцем и стремимся соединиться с Богом. Таким образом, молитва является защитой и поддержкой.
Например, для целомудрия, когда есть искушение против целомудрия. Молитва является тормозом для гнева, останавливает гнев и ярость. Если мы молимся, обращаемся к Богу, предстаем пред Богом милосердным, терпеливым, тогда и наша ярость усмиряется. Молитва успокаивает нашу гордыню. Ибо когда мы предстаем пред Богом в молитве, то мы осознаем, что мы ничто, а Бог – все. Молитва защищает также супругов в их супружеской верности, ибо перед Богом они помнят о тех обещаниях, которые они дали, помнят о той важности, которую представляет из себя их любовь друг ко другу, любовь, которую они должны выражать, любовь Бога к Церкви, в которой они участвуют, в этой любви Бога ко всему человечеству.
Таким образом, молитва является очень важной. О чем мы можем размышлять или что иметь в виду, когда мы молимся? Мы можем иметь в виду наше настоящее. Мы предстоим перед Богом и тогда понимаем, что Бог – это все, что у нас есть, это наша жизнь, всё от Него мы получили, к Нему одному мы должны стремиться; у нас, кроме Него, нет ничего другого, такого дорогого, к чему мы должны быть привязаны. Если во время молитвы мы обращаем взор на наше прошлое, то тогда на что обращаем внимание? Либо на блага, которые Бог нам сотворил, и тогда мы благодарим Его, либо на ошибки, которые мы совершили, на нашу неверность Ему, и тогда мы со смирением просим прощения за наши грехи. Если мы в молитве думаем о будущем, то тогда мы осознаем, что только Бог – наша надежда, будущее неопределенно, всякое может случиться, но все это неважно. Важно – Бог, Который нас ожидает и к Которому мы должны стремиться.
Это те вещи, о которых мы можем размышлять, которые можем рассматривать, когда молимся. Всегда молиться. Христос рассказал притчу о том, что должно всегда молиться и, вторая часть говорит, не унывать, потому что, кто с Богом соединяется в молитве, тот изгоняет из своего сердца всякую печаль, всякое уныние.
Вчера мы отмечали праздник – годовщину освящения Кафедрального собора в Саратове, но в тот же календарный день – память Святой Терезы Авильской. Она написала такие прекрасные строки об отношении, уповании на Бога, строки, которые может написать только человек, который всю свою жизнь проводит в постоянной молитве, она написала так:
Пусть тебя ничто не беспокоит.
Пусть ничто тебя не страшит. Все проходит, Бог не меняется. У кого есть Бог, тот ни в чем не нуждается, Бога одного ему достаточно.
|
Nada te turbe
Nada te espante Todo se pasa Con la paciencia Todo lo alcanza Dios no se muda
Nada te turbe Nada te espante Quien tien a dios
Nada le falta Nada te turbe Nada te espante Solo Dios basta
|
То есть, если кто пребывает в этой молитве, кто стремится постоянно молиться, если не словами, то хотя бы предстоянием внутренним перед Богом, то сложно будет такому человеку беспокоиться, унывать, ибо он знает, что самое главное у него есть – это Бог, Который его любит. Поэтому попросим сегодня Господа нашего Иисуса Христа об этой благодати – следовать Его призыву: всегда молиться и не унывать.
о.Андрей Старцев