IMG_6729-2Иисус сказал ученикам Своим притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. Вот два слова или две идеи, которые хочет передать Иисус Христос: «Всегда молиться и не унывать». Почему нужно всегда молиться? Почему быть христианином – означает молиться? И не молиться – означает не быть по-настоящему христианином. Говорит Григорий Нисский: «Отлучается же от Бога, кто не в единении с Богом посредством молитвы» (Святитель Григорий Нисский «О молитве»).

Кто не соединяется с Богом в молитве, – отдаляется от Него, отдаляется от Бога. Получается, что согласно святому Григорию Нисскому, есть две возможности: либо мы с Богом, потому что молимся, потому что в молитве с Ним соединяемся, либо мы не молимся и не с Богом, то есть далеки от Бога. Кто не соединяется с Богом в молитве, – отдаляется от Него. Когда мы молимся, мы с Богом и Бог с нами. Понятно, что в любом случае Бог присутствует везде, Он нас окружает, без Него мы бы и секунды не могли существовать. Мы существуем, потому что Бог с нами. Он поддерживает нас, Он творит нас, в этот момент, здесь и сейчас, и мы Ему всем обязаны.

Но очень важно, что мы с Богом, когда мы молимся. Это значит, что молитва – вещь абсолютно необходимая. Без молитвы невозможно быть верующим. В молитве мы предвкушаем то, для чего мы сотворены – Небесную славу. Что нас ожидает на Небесах, мы знаем? На Небесах нас ожидает Бог. В чем будет заключаться блаженство на Небесах? Главным образом, оно будет заключаться в том, что мы будем соединены с Ним, что у нас будет возможность общаться с Ним, говорить с Ним, видеть Его, находиться с Ним в единении. А чего мы достигаем здесь на земле в молитве? Того же самого. Несовершенным образом, ибо в совершенстве это будет на Небесах, но когда мы молимся, мы соединяемся с Богом, мы разговариваем с Ним, мы не телесными глазами, но духовным взором глядим на Него, обращаем к Нему наше внимание, наши духовные глаза, духовный взор. То есть, когда мы молимся, мы будто бы немножко попадаем на Небеса, особенно когда мы молимся, например, во время Святой Мессы и участвуем в этой жертве, которую Христос за нас приносит. Жертва, которую Он принес на Кресте, жертва нашего искупления, жертва, которую Он на небесах, в вечности, возносит Своему Отцу за наши грехи, за наше спасение.

IMG_6741-2

Когда мы молимся, – предвкушаем ту славу, которая нас ожидает на Небесах. Поэтому кто молится, тот соединяется с Богом. А кто находится с Богом, с другой стороны, отдаляется от всего, что Богу противостоит. То есть от врага, от сатаны, удаляется от сатаны и защищается от сатаны, потому что: «Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!»(Ис 8,9-10) Если с нами Бог, то кто против нас? Если мы молимся, то в момент молитвы все искушения обычно отпадают. Если мы молимся чистым сердцем и стремимся соединиться с Богом. Таким образом, молитва является защитой и поддержкой.

Например, для целомудрия, когда есть искушение против целомудрия. Молитва является тормозом для гнева, останавливает гнев и ярость. Если мы молимся, обращаемся к Богу, предстаем пред Богом милосердным, терпеливым, тогда и наша ярость усмиряется. Молитва успокаивает нашу гордыню. Ибо когда мы предстаем пред Богом в молитве, то мы осознаем, что мы ничто, а Бог – все. Молитва защищает также супругов в их супружеской верности, ибо перед Богом они помнят о тех обещаниях, которые они дали, помнят о той важности, которую представляет из себя их любовь друг ко другу, любовь, которую они должны выражать, любовь Бога к Церкви, в которой они участвуют, в этой любви Бога ко всему человечеству.

IMG_6674-2

Таким образом, молитва является очень важной. О чем мы можем размышлять или что иметь в виду, когда мы молимся? Мы можем иметь в виду наше настоящее. Мы предстоим перед Богом и тогда понимаем, что Бог – это все, что у нас есть, это наша жизнь, всё от Него мы получили, к Нему одному мы должны стремиться; у нас, кроме Него, нет ничего другого, такого дорогого, к чему мы должны быть привязаны. Если во время молитвы мы обращаем взор на наше прошлое, то тогда на что обращаем внимание? Либо на блага, которые Бог нам сотворил, и тогда мы благодарим Его, либо на ошибки, которые мы совершили, на нашу неверность Ему, и тогда мы со смирением просим прощения за наши грехи. Если мы в молитве думаем о будущем, то тогда мы осознаем, что только Бог – наша надежда, будущее неопределенно, всякое может случиться, но все это неважно. Важно – Бог, Который нас ожидает и к Которому мы должны стремиться.

Это те вещи, о которых мы можем размышлять, которые можем рассматривать, когда молимся. Всегда молиться. Христос рассказал притчу о том, что должно всегда молиться и, вторая часть говорит, не унывать, потому что, кто с Богом соединяется в молитве, тот изгоняет из своего сердца всякую печаль, всякое уныние.

Вчера мы отмечали праздник – годовщину освящения Кафедрального собора в Саратове, но в тот же календарный день – память Святой Терезы Авильской. Она написала такие прекрасные строки об отношении, уповании на Бога, строки, которые может написать только человек, который всю свою жизнь проводит в постоянной молитве, она написала так:

Пусть тебя ничто не беспокоит.

Пусть ничто тебя не страшит.

Все проходит,

Бог не меняется.

У кого есть Бог,

тот ни в чем не нуждается,

Бога одного ему достаточно.

 

Nada te turbe

Nada te espante

Todo se pasa

Con la paciencia

Todo lo alcanza

Dios no se muda

 

Nada te turbe

Nada te espante

Quien tien a dios

 

Nada le falta

Nada te turbe

Nada te espante

Solo Dios basta

 

То есть, если кто пребывает в этой молитве, кто стремится постоянно молиться, если не словами, то хотя бы предстоянием внутренним перед Богом, то сложно будет такому человеку беспокоиться, унывать, ибо он знает, что самое главное у него есть – это Бог, Который его любит. Поэтому попросим сегодня Господа нашего Иисуса Христа об этой благодати – следовать Его призыву: всегда молиться и не унывать.

о.Андрей Старцев