IMG_6290
Сегодня в первом чтении из книги Премудрости прозвучал такой вопрос: «Кто может уразуметь, что угодно Господу?» (Прем 10, 13). В Евангелии Иисус Сам отвечает на этот вопрос, что именно угодно Ему, указывая на три условия, необходимые, чтобы мы могли следовать за Ним.

Условия эти довольно радикальны, кого-то, возможно, они могут шокировать.

Первое из них «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14, 26). Сразу надо сказать – чтобы читать Библию, нужно помнить одно из правил, на которое указывает Катехизис католической церкви: нельзя брать во внимание только один отрывок Библии, забывая об остальном. Надо помнить и знать,то, что по этой по этой тематике говорится в других местах Библии. Это даст нам правильное понимание, ключ к толкованию того, что читаем.

А конкретно в этом случае мы можем рассмотреть, что Иисус говорит в других местах Евангелия относительно любви к родителям, жене или детям .

Например, одна из заповедей, в которой Он указал, что нужно любить, уважать родителей. Относительно брака Он сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10, 9). Надо понять эти слова правильно: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Это имеет следующее значение – то, что Иисус ставит всё на любовь и призывает, чтобы мы делали то же самое. Может показаться, что Его слова противоречат красоте, силе наших чувств, но здесь главное, что Иисус говорит: «Если кто не любит Меня больше». Так, например, евангелист Матвей передает эти слова.

Комментаторы Библии объясняют, что на иврите нет сравнений. На этом языке  не существует «больше чем». Поэтому часты выражения «любовь – ненависть» в Евангелии. Но и здесь правильное понимание такое: если кто не любит Меня больше». Речь идет не о вычитании, но о прибавлении, о сложении, то есть Иисус не отнимает от нас другие виды человеческой любви, но, наоборот, прибавляет, призывает к тому, чтобы больше любить. Другими словами, говорит: «Мой ученик тот, который, кроме того, что любит родителей, братьев, сестер, жену, детей, еще любит Меня. Больше».

Это плюс. Если сравнить, то наша любовь – это свет, который включается, когда мы любим этого или другого человека . А над этими светильниками, скажем так, включается еще более мощный свет. И вот это и  есть Божия любовь, любовь к Иисусу. Эта любовь не исключает другие виды человеческой любви, но даже умножает их. Любовь к Иисусу, любовь к Богу – это любовь, которая помогает нам навести порядок даже в человеческой любви.

Таково первое условие, которое Иисус установил, чтобы нам стать Его учениками. Можно сказать больше, что любовь к Иисусу, любовь к Богу – гарантия для других видов человеческой, земной любви. У Иисуса ключ искусства любви. Он учит нас правильно любить наших близких, родных, друзей и так далее. Если эта любовь Иисуса проникает в наше сердце, в наши души, наши дела, мы не станем меньше близких людей. Наоборот, Он учит нас более чисто, бескорыстно, щедро, правильно, до конца любить всех тех, кого Иисус называет в этих словах, то есть: родителей, жену, детей, братьев, сестер. Любовь к Иисусу, к Богу – это гарантия для других видов человеческой любви.

Второе условие, необходимое, чтобы стать учеником Иисуса: «И кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 27). Когда мы слышим эти слова: «нести крест», о чем думаем сразу? Чаще всего о трудностях повседневной жизни, о трудностях на работе, в отношениях семьи: «Ну, это мой крест, его надо нести». Но думать так – это снизить цену Креста, потому что на языке Евангелия Крест – это вершина земного пути Иисуса. И тогда Крест в жизни Иисуса – это вершина любви, это то, что говорит о любви без меры Иисуса к нам. Крест на языке Евангелия – это смелая любовь, это любовь, которая не сдается, не обманывает, не предает. На языке Евангелия «нести крест» – это значит, любить и быть готовыми последовательно любить до конца, несмотря ни на что. Сколько бы ни стоило мне это, я должен быть последовательным в моих словах, чувствах, в любви,  я буду любить до конца. Как Иисус.

Вот это первое и второе условия – любить больше, нести крест. Они взаимно освящают. Потому что нести крест – это значит любить до конца. Как Иисус до конца возлюбил их, до смерти, до смерти крестной. И Иисус этими словами, когда ставит эти условия, хочет, чтобы мы поняли, что Он не любит, когда мы не доводим дело до конца, когда оставляем дела на полпути. Потому что когда не доводишь дело до конца, тогда в твоей душе появляется печаль. Иисус не хочет этого. Он хочет видеть нас счастливыми и говорит: «Для этого тебе нужно довести все дела до конца. Ты обещал любовь, – люби до конца, не сдавайся, когда появляются какие-то трудности, в конце ты будешь счастливым. И поэтому Он рассказал эту притчу о человеке, который начал строительство. Это очень хорошо просчитать заранее, сможет ли он довести это строение до конца или нет. То есть Иисус от нас ждет с одной стороны свободных, с другой зрелых ответов, обдуманных, разумных.

И третье условие, чтобы стать Его учеником: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 33). Вот что ещё Иисус требует от нас – это акт свободы. Он хочет, чтобы мы были свободными. Речь здесь вообще не идет о том, чтобы отрекаться от всего материального. Нет. Но от того, чтобы наше сердце не принадлежало материальным вещам, чтобы мы всегда и во всем были свободными, чтобы нами не овладела эта жажда обладания материальными вещами, богатствами, чтобы человек не думал, что раз он обладает многим, то есть большим имуществом, то он значимый человек, это его ценность. Нет, человек должен думать, что ценность его жизни – это его чувства, то, что он несет в сердце. Другими словами, когда Иисус сказал: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником», Он говорит нам: «не позволяй, чтобы материальные вещи обладали тобой. Твоя жизнь не зависит от твоего богатств. Она больше зависит от качества твоих чувств, твоих отношений. Научись тому, чтобы не просто иметь больше, но правильно любить».

И этим тоже Иисус показывает, что когда говорит: «Кто не любит Меня больше», то на самом деле Он не претендует на то, чтобы обладать нами, но хочет видеть нас свободными. Он придает нам крылья, чтобы мы летали над всем, свободно летали над материальными вещами, чтобы в нашей жизни, было больше любви, больше сознательности. Таким образом, Иисус отвечает на этот вопрос: «Кто может уразуметь, что угодно Господу?» (Прем 10, 13)

Просим Господа, чтобы Он научил нас любить. Мы часто поем песнопение: «Научи меня, Боже, любить». Научи меня любить Тебя больше, чтобы я мог крепче, свободнее любить всех моих близких, родных. Научи меня любить до конца, научи меня быть свободным, чтобы правильно любить.

о.Диогенес