Каждый раз мы узнаем больше об общественной и экономической ситуации, которую Иисус видел в Галилее. В то время, как в городах Сепфориса и Тверии богатства росли, в деревнях увеличивался голод и нищета. Крестьяне были безземельными, а богатые люди в то же время строили ещё большие житницы. В короткой истории, рассказанной Лукой, Иисус показывает, что он думает о ситуации, как о происходящей вопреки воле Бога. Иисус рассказывает эту притчу не для того, чтобы заявлять о злоупотреблениях и бесчинствах, совершённых богатым, а чтобы разоблачить их безрассудство.
Богатый землевладелец оказывается удивленным большим урожаем. Он не знает, как управлять стольким изобилием. “Что я сделаю?”. Его монолог открывает нам неразумную логику сильных мира сего, которые живут только затем, чтобы монополизировать богатство и благосостояние, исключая его из горизонта нуждающихся.
Богатый планирует свою жизнь и принимает решения. Он разрушит старые хлебные амбары и построит большие другие. Он будет складировать там весь свой урожай. Он может накапливать урожай на многие годы, чтобы отныне жить и только наслаждаться. Говорит: “душа! Много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись” (ЛК 12,19). Неожиданно, Бог прерывает его планы: “безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (Лк 12,20).
Этот человек хочет лишь наслаждаться изобилием своего богатства. В центре его жизни одиночество и благосостояние. Бог отсутствует. Наемники, что работают на его земле, не существуют. Семьи жителей деревень, которые сражаются против голода, не считаются.
Сейчас практически во всем мире увеличивается неравенство. Это самый бесчеловечный факт: ”богатые, прежде всего самые богатые, становятся гораздо более богатыми, пока бедняки, прежде всего самые бедные, становятся гораздо более бедными”.
Этот факт не является нормальным. Это просто следствие нашей опасной бесчувственности: заменить дружественное сотрудничество, солидарность и общее благо человечества на конфронтацию, соперничество и накопительство собственности в руках самых богатых людей планеты.
Из уст Церкви Иисуса, которая присутствует во всех уголках Земли, должен быть услышан вопль христиан против такого безрассудства и против модели, которая главенствует в истории человечества сегодня.
«Господи Иисусе Христе, помоги мне видеть, что Ты всё и во всём.» Аминь.
о. АПГ
Изображение: Рембрандт “Притча о богаче”