Прочтем ещё раз начало этого отрывка Евангелия, который рассказывает о том, что «когда приближались дни взятия Иисуса от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него, но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он обратившись к ним, запретил им» (Лк 9, 51-55).

Хочешь, чтобы огонь сошел с неба и истребил их? Вот эта реакция Иакова и Иоанна, когда самаряне не хотели принять их, принять Иисуса. Раз не хотят, значит, их надо наказать. Это человеческая логика – то есть: «Око за око, зуб за зуб». Но Иисус обратился к ним (пишет Лука) и запретил им. Он с упреком обратился к ученикам своим. И затем слышим, что они пошли в другое селение. Иисус не только не согласился наказать этих людей, этот город, но спокойно пошел со своими учениками в другое селение. Только несколько строчек об этом эпизоде, но они раскрывают мировоззрение Иисуса, то есть величие, великодушие Его. Потому что из этого следует, что Иисус защитил свободу тех людей, которые считали, что не стоит принимать делегацию, которая направляется в Иерусалим.

И это понятно. Потому, что были враждебные отношения. Самаряне считали положенным поклоняться Богу на горе Хоризим, которая находится именно на их территории, и они не любили, когда люди шли поклониться Богу в Иерусалим, поэтому так вышло. То есть они думали по-другому, но, тем не менее, Иисус своим поведением, упреком ученикам Своим, дает понять, что Он уважает свободу тех, кто думает иначе. Мне кажется, что в наше время это имеет особое значение.

Обратите внимание на это: как Иисус себя ведет с теми, кто думает не так, как мы. Потому что человеческая логика говорит: «на врагов надо нападать и уничтожать». Иисус, наоборот, хочет уничтожить понятие вражды. У Него нет врагов. Враги иногда мы сами себе в своей голове и в сердце. Иисус просто со своими учениками пошел в другое селение. Этим Иисус говорит, что всегда есть другие места, есть народы, куда можно идти, неся благую весть. Всегда есть больные люди, нуждающиеся в исцелении, везде есть сердца, жаждущие Бога, всегда есть открытые дома, куда Он может возвращаться и возвещать мир. Он не несет в Своем сердце тех небрежных слов, не обиделся на них.

В христианском понимании святость – это подражание Иисусу. Поэтому для нас так важно обратить внимание на Иисуса, чтобы перебороть человеческую логику, которая хочет « око за око, зуб за зуб» или которая диктует нам держать зло на тех, кто несправедлив, кто как эти люди поступают по отношению к нам». В псалме 84 читаем: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе» (Пс 84, 1:6). В сердце Иисуса эти стези направлены к нам. И Он ни в коем случае не хотел, чтобы эти стези к нам закрылись каким-то образом. И вот Евангелие таким образом становится путешествием.

Недавно тоже, Папа Франциск когда встречался ( недавно  J , уже год назад), посещая тюрьму, он призывая людей других религий, сказал: «Делайте добро! А мы в конце встретимся». Делайте добро. Мы сейчас не думаем одинаково, но делайте добро, а в конце мы встретимся. Потому что Евангелие, действительно, – это путешествие, это путь, по которому идти. Евангелие – это открытое пространство, не указ, где всё сказано, где есть рецепты на все случаи жизни. И поэтому Иисус обращается к нашему христианскому образу жизни, говорит, что мы не можем постоянно смотреть назад. Молитвы должны быть о том, чтобы идти вперед. Это то, о чем главное послание тех случаев, о которых также читали в этом Евангелии.

Три человека, которые подошли к Иисусу и говорили: «Я пойду за Тобой». Иисус разными ответами сказал: «Надо быть готовыми идти вперед». Первому, кто сказал: «Я пойду за Тобою», Иисус ответил: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк 9,58). Но мы знаем, что это не так, потому что было много людей, готовых принять Иисуса с радостью. И не только Марфа, Мария и Лазарь. Но Иисус имел в виду этими словами, что в Его положении, Он постоянно находился под угрозой со стороны политической власти, религиозной власти и не было безопасного места для Него. И этим Он хотел сказать нам: кто хочет прожить свою христианскую жизнь безо всякого риска, спокойно, тот не может стать Его учеником. Потому что быть учеником Иисуса, значит идти, как Он шел, быть готовым к тому, чтобы также быть не принятым, идя по пути Иисуса, как было в этом случае.

И надо быть готовым идти дальше к другим, а не останавливаться, не искать спокойных дней, спокойного мира, а двигаться. Евангелие – это путешествие, путь. Каждый из нас должен задуматься, что иногда мы смотрим наверх, как на место покоя, ищем Бога иногда потому, что ищем мира, покоя. И это, может быть, конечно, на какое-то время, что находя Бога, мы находим и внутренний мир, покой. Но Евангелие показывает, что вера – это другое. Потому что надо быть готовым работать над собой, идти к другим. И тогда мы не можем считаться верующими, потому что принадлежим к какой-то общине, где все спокойно, мирно, и тогда мы чувствуем себя хорошо и не хотим никуда идти.

Нет, Иисус такое не мог сделать. Верующий человек в душе в каком-то смысле беспокойный, в том смысле, что должен всегда желать идти дальше, как Иисус, нести дальше благую весть. Как Иисус: не приняли в одном месте – шел дальше. Но, как Иисус, надо стараться пережить свою веру, свою принадлежность к Церкви, ко Христу. Христианин – человек, который всегда рискует быть непринятым, иногда преследуемым. Потому что всегда почувствует, если он хочет на самом деле жить верой, что он идет против течения: либо в семье, либо на работе. Но это нормально при нашем образе. Не надо чувствовать какие-то комплексы, потому что нас не понимают.

Иисус сказал также тому третьему: «предоставь мёртвым погребать своих мертвецов» (Лк 9,60). Эти слова, смысл которых объясняют только следующие: «а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк 9,60). То есть, ты иди и делай что-то новое, не останавливайся, иди дальше. Наша христианская жизнь постоянно нуждается в свежести. Иисус говорил: Мне нужны живые люди для того, чтобы узнали Царство Божие, а не люди довольные собой, которые думают, что уже достигли всего и не хотят ничего. Ты иди, доказывай свою веру, благовествуй Царствие Божие

Иисус нуждается, говорит нам сегодня Евангелие, в людях, которые взяли, возложили руки свои на плуг и не озираются назад, даже если в их жизни были ошибки, грехи, падения. И надо теперь идти дальше, ещё. Иди, смотри вперед. Сколько разных искушений, потому что были ошибки в прошлом, я уже ничего не могу, нет авторитета. Иисус этого не хочет. Мне нужны люди, – Иисус говорит, – которые взяли, возложили руку свою на плуг, несмотря на неоднократные ошибки.

Попросим тогда сегодня, чтобы свежий ветер Евангелия проник в наше сердце и обновил нашу жизнь. Чтобы мы с Его помощью, с Его благодатью стали людьми, которые смотрят вперед; теми людьми, которые желают еще раз попробовать, даже, если были ошибки; людьми, которые желают делать что-то новое, внести новизну в свою жизнь, нести надежду в наше сердце, в наше прошлое.

о. Диогенес