Сегодня апостол Павел в этом послании, которое только что прочитали, напоминает нам слова Иисуса при установлении евхаристии: «приимите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание» (1 Кор 11, 24), «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание» (1 Кор 11, 25).
Святой Августин сказал в одной из своих проповеди такие слова, которые помогу нам размышлять над словами Иисуса. Святой Августин сказал: «Дабы не разлучиться, вкусите Тело, соединяющее вас; дабы не усомниться вам в достоинстве своём, пейте Кровь — дорогую цену спасения вашего». Обратите внимание на эти слова святого Августина. Он нам говорит: «Тело Христово – это узы, которые держат нас едино, которые объединяют нас. А Кровь Христова – цена нашего искупления.» Это показатель нашей истинной цены. Поэтому он призывает нас: «Дабы не разлучиться, вкусите Тело, соединяющее вас; дабы не усомниться вам в достоинстве своём, пейте Кровь — дорогую цену спасения вашего». Этот призыв святого Августина указывает нам на то, что часто происходит в наших сердцах.
Потому что когда в сердце, в душе, в жизни человека нет внутреннего единства, когда в жизни семьи нет единства, когда в обществе происходит разделение, когда мы не можем правильно себя оценить, когда недооцениваем себя – тогда, безусловно, в сердце нет мира, радости, а, скорее всего, есть только уныние и печаль. Потому что разобщенность, недооценка – это дети уныния. А уныние характерно духу этого мира. Антипод же уныния – это радость, которую предлагает нам Дух Святой, радость, которую предлагает нам Иисус, такая радость, про которую Он говорит: «Никто не отнимет у вас».
Иисус сообщает нам радость Своим присутствием. Действительно, когда Ангелы сообщили о рождении Иисуса Христа, они говорили пастухам: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2, 10-12). Возвещаю вам великую радость. Спасение, которое приносит Иисус, состоит в прощении грехов наших. Но прощая грехи, Иисус не останавливается только на этом, Он идет дальше. Он сообщает нам радость, потому что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15,7)
Прощением Божиим не заканчиваются сомнения, но даётся начало празднику, оно становится поводом для праздника. Это то, что Иисус говорит. Отец радуется на небесах, потому что заново обретает детей своих. И также общение, которое заново начинается, продолжается между нами после прощения – это справедливость Царства Божьего. Эта справедливость, которая исходит из сердца, которое научилось принимать дар радости, как Закхей.
Закхей- это тот человек, который принял Иисуса в свой дом, испытал Божье прощение и потом сказал: «И, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19,8). Закхей смог восстановить справедливость, был готов заново начинать отношения с другими после того, как испытал радость прощения. Иисус, даруя прощение, дает нам радость. Присутствие Иисуса всегда придает радость. Вспомним радость учеников, когда им явился Воскресший Христос. Лука говорит, что «они от радости еще не верили и дивились» (Лк 24, 41). И тогда Иисус спросил их: «есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк 24,41) Видите, радость встречи продолжается радостью застолья, празднованием. Это есть радость Евангелия: радость прощения, радость справедливости, радость встречи с Воскресшим Христом. И когда мы позволяем, чтобы Дух Святой объединял нас за столом, отворяя Ему, тогда радость Иисуса проникает в нашу жизнь и плоды этой радости – единение с Иисусом. Это единство между нами, потому что есть единение с Богом.
И также есть еще плод этой радости единения с Иисусом – правильная оценка себя и других. Поэтому Августин так нам говорит сегодня: «Дабы не разлучиться, вкусите Тело, соединяющее вас; дабы не усомниться вам в достоинстве своём, пейте Кровь — дорогую цену спасения вашего». Ведь это, действительно, красивый способ оценить Святое Причастие, красивый способ подойти, как Он хочет. Кровь Христова, та кровь, которую Он пролил за нас, открывает нам глаза, чтобы мы могли понять, какова наша цена у Него. Потому что часто мы не умеем адекватно оценивать себя: бывает так, что мы считаем себя лучше всех, и отдельно, и как нацию, а потом переходим в другую крайность. Начинаем думать, что ничего не стоим, что наша страна самая плохая, какая только может быть, что здесь жить нельзя. И так из одной крайности в другую. А Кровь Христова учит нас по-настоящему, правильно оценивать себя. Как много, дорого она стоит в глазах Иисуса. Не потому что мы лучше других народов или других людей, но потому что Он любит нас, мы возлюбленные Богом и это то, что определяет нашу цену.
Также искушения наши постоянные – не быть едиными, избегать единства: начинаются группы, разделения. Начинаем каждый идти своим путем, не обращаем внимания на других, нам кажется, что это проще, это лучше, что так надо. Но в то же время в сердце каждого человека есть желание общения, совместной жизни с другими, желание считать себя семьей, народом. И это единство, которое пускает корни в нашу жизнь, в наше сердце, когда мы, действительно, готовимся к диалогу во имя справедливости, солидарности – и вот это есть источник настоящей радости. Евхаристия – это есть источник единства. Так надо принять эти слова: «Дабы не разлучиться, вкусите Тело, соединяющее вас; дабы не усомниться вам в достоинстве своём, пейте Кровь — дорогую цену спасения вашего»
Вот это то, чего просим сегодня, по ходатайству Пресвятой Богородицы, чтобы Она помогла нам избежать этих искушений, разделений, уныния – горьких плодов печали, печальных сердец. Просим, чтобы Она по-настоящему была источником нашей радости, как мы говорим в Литании. Просим по ходатайству Пресвятой Богородицы, чтобы в те моменты, когда мы неправильно оцениваем себя, чувствуем тягость, уныние, Она помогла бы нам помнить о том, что есть Иисус. Что Иисус присутствует в Евхаристии и ждет нас, когда мы чувствуем это искушение идти против, своим путем, не обращая внимания на других, помнить о том, что Иисус присутствует в Святых Дарах, ждет нас, чтобы привести к единству с другими. Просим об этих милостях и по ходатайству Пресвятой Богородицы сегодня будем праздновать Тело и Кровь Христа.
о.Диогенес