Мы находим в сегодняшнем первом чтении момент, который можем назвать решающим в жизни первой христианской общины. Решающим, потому что это решение, которое будет иметь непосредственные и долгосрочные последствия.

Дело в том, что первые христиане пришли из иудаизма. Иисус был пророком из Назарета, его проповедь, как он сам говорил, в первую очередь была ориентирована на заблудших овец Израиля. Это означает, что в основном его проповедь была сосредоточена в регионах, занятых избранными людьми в то время: в Иудее, Самарии и Галилее.

После своего воскресения Христос наказывает апостолам оставаться в Иерусалиме. Он говорит им: “Вы будете Мне свидетелями сначала в Иерусалиме, затем в Самарии, а затем в Галилее  до конца земли“. Таким образом, Иисус заповедал, что проповедь не должна ограничиваться только народом Ветхого Завета. Это видно также в заключительной главе Евангелия от Матфея: “идите проповедовать Евангелие всем народам“. Евангелие от Марка даже говорит, что мы должны проповедовать всему творению.

Конечно, оставив еврейский контекст, христиане должны были столкнуться с новыми проблемами, которые можно синтезировать одним вопросом: мы должны научить мытарей соблюдать закон Моисея, чтобы следовать за Иисусом? Это не простой вопрос, потому что, как говорит апостол Павел, стена ненависти отделяла евреев от неевреев, взаимной ненависти. Евреи считали, что обычаи язычников отвратительны, особенно те, которые имеют отношение к семье, браку, сексуальности. Язычники того времени, как и современное язычество сегодня, живут вульгарно, как в гротеске, поэтому евреи чувствовали отвращение к идолопоклонству, непристойности, нечистому, которые характеризовали всё языческое.

Но язычники также решительно отвергали евреев, потому что в языческом мире, который был общим, было многобожие, и когда иудаизм, монотеистическая религия, говорила, что есть один Бог, это казалось сумасшествием и высокомерием. Поэтому они смотрели на еврейский народ со скептицизмом.

Евангелие, однако, сильнее, чем стена ненависти. И эту победу, которую мы видим сегодня в первом чтении, (и это действительно интересно увидеть) что это Святой Дух  – тот, кто помогает сломать этот барьер. Это Святой Дух помогает раскрыть, что мы новый народ и, как сказал святой Павел: “нет ни иудея, ни язычника, в этот момент мы едины во Христе“. Потому что, так же, как нас объединяет то, что все мы грешники, то теперь, благодаря Христу и дарам Святого Духа, нас объединяет  и то, что мы искуплены.

Да поможет нам Пресвятая Богородица Дева Мария жить с радостью, и так же передавать её другим в подготовке к Пятидесятнице.  Аминь.

о.Альфредо