hristos-i-greshnica-polenov+ (1)

В.Д. Поленов «Христос и грешница»

Хитрую уловку придумали учители закона и фарисеи, чтобы поставить Иисуса или против Бога, или против человека: «Учители Закона и фарисеи привели женщину… Они поставили ее перед народом».Женщина без имени, значит, учители закона и фарисеи не считали её человеком, а всего лишь вещью, которую берут, приносят, привозят, ставят тут или там, где им удобно. Всего лишь вещь, которую можно и смерти предать. Женщина, против которой могут применить глубочайшее насилие (они собирались побить её камнями), при этом насилие, совершаемое людьми, имеющими отношение к духовному, к сакральному; насилие, которое они считали узаконенным грозным и темным Богом,  больше любящим смерть, нежели жизнь.

Учители Закона и фарисеи привели к Иисусу женщину, израненную в своей личности, в своём достоинстве и величии, в своей неприкосновенности. Против неё эти защитники Бога совершают более тяжкий грех, чем тот, который хотят наказать.

«Иисус склонился и писал пальцем на земле…». Перед той женщиной Иисус опустил глаза на землю, как будто Его в этот момент охватило святое чувство стыдливости перед её тайной. Как будто Иисусу не по себе видеть, что с ней делают, видеть её тайну, попираемую таким образом.

Обвинители давят на Иисуса, и тогда Он произнёс эти слова: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». Иисус, образно говоря, бросает в воздух весь древний строй одним выражением. Его слова оказались настолько острыми и правдивыми, что никто не может их опровергать. Все уходят.

Тогда начинается диалог Иисуса с женщиной: «Женщина, где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя?  И Я тебя не осуждаю». Вот Божия справедливость: не та справедливость, что от людей, но та, что от Иисуса; Праведного, который оправдает; Святого, который освящает. Справедливость Иисуса, пришедшего не для того, чтобы сводить счёты от имени Бога, но чтобы радикально изменить отношения между человеком и Богом и, следовательно, между человеком и человеком. Справедливость Иисуса, пришедшего, чтобы рассказать нам об одних руках, которые всегда готовы нести нас, об одном сердце, которое любит нас такими, какие мы есть, прощает все наши ошибки, и залечивает все наши раны, все наши боли.

Позже Иисус сделает что-то ещё более радикальное: Он поставит Себя Самого вместо той женщины, вместо всех осуждённых и всех виновных и, взяв на Себя грехи наши,  позволит, чтобы Его умертвила та власть, которая как считали от Бога. Таким образом, Иисус радикально изменил фальшивый образ Бога, Которого учителя Закона и фарисей представляли  тёмным и грозным, и показал нам лицо милосердного Бога, любящего нас.

Иисус добавил:  «Иди и больше не греши». То, что осталось позади, больше не интересует, а интересует возможное добро, которое она может творить завтра. И это очень важно для всех нас. Столько людей живёт, словно во внутреннем пожизненном заключении! Я имею в виду, что живут, подавленные чувством вины из-за ошибок прошлого, они не могут себе простить ошибок прошлого. Есть где-то внутри образ Бога, который старается выйти наружу, но мы из-за этого чувства вины не даём Ему проявиться в нас. Живём, как в темнице.

Братья и сестры, Иисус пришёл, чтобы открыть двери наших темниц. Он демонтирует эшафот, на который часто отправляем самих себя или других. Иисус хорошо знает, что только мужчины и женщины, освобождённые и прощённые Богом, могут нести своим братьям свободу и прощение. Кто сам не испытал на себе Божие прощение, Божие милосердие  – не может нести любовь и прощение другим.

Иисус говорит женщине: «Иди, иди вперёд, перейди отсюда, иди к новому и неси ту же любовь, то же прощение, которое ты получила как дар, всем, кого встретишь».

Прощение – это тот дар, который поможет нам не чувствовать себя  больше жертвами,  и который не сделает жертвами других.

Апостол Павел является примером человека прощенного и освобождённого Богом. Сегодня мы услышали: «забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3, 13-14). Стремлюсь к цели, стремлюсь вперед.

А Павел-то, мы знаем, кем он был. Но он не жил прошлым; он глубоко пережил Божие прощение, принял милосердие Божие, а теперь несёт другим любовь и прощение.

Просим Господа, чтобы и мы решились принять прощение и освобождение, которые принёс нам Иисус, чтобы мы позволили Ему открыть наши темницы. Он хочет простить все наши грехи, освободить  от чувства вины и от всего того, что не даёт нам смотреть в будущее с надеждой и стремиться к спасению.

о.Диогенес