Этой святой мессой мы начинаем 24 часа с Господом. Это такая инициатива Папы Франциска, которая проводится уже третий год, но которая уже распространилась по всему миру и очень приятно осознать, что в этот момент, когда мы все собраны в молитве, во всех уголках мира люди так же молятся. И храмы будут открыты в течение 24 часов, чтобы люди постоянно приходили молиться. Так быстро это начинание распространилось, было принято верующими людьми, что как будто была такая нужда.

Эти 24 часа – прежде всего желание подчеркнуть силу молитвы и прежде всего совместной молитвы. Иисус сказал: «когда двое или трое собраны во имя моё, там я посреди них» (Мф 18,20). И вот представьте себе, когда не двое и не трое. По всему миру люди объединяются в молитве, чтобы просить Господа о милости, о благословении для нас, для семей, для Церкви, обо всех нуждах нашего времени. Всё это подчёркивает силу общей, совместной молитвы. Во многих местах эти 24 часа проводятся в поклонении Святым дарам, подчёркивая центральное место и важность присутствия Иисуса Христа посреди нас в Святом причастии.

И третий важный момент этого начинания – исповедь. И даже, может быть, это время молитвы во многих случаях проводится как подготовка к исповеди: испытание совести, благодарение за все дары, которые Бог нам дал. И осознавая эту Божию любовь, Божие милосердие, мы открываемся Господу, исповедуя наши грехи, чтобы ещё больше ощущать Его милосердие и любовь. И вот сегодня, когда начинаем эти 24 часа с Господом, литургия этого дня предлагает нам отрывок Евангелия от Марка, где спрашивают Иисуса про главную заповедь: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (Мк 12, 28-31)

Вот, первая заповедь. Может быть, говорить об этом легко, даже радостно. Знать, что единственное, что надо делать, чтобы быть угодными Богу – любить. Легко. Все мы хотим любить. Но действительно ли легко? Нет, потому что любить надо не только себя, но и всех, даже врагов, любить тех, кто нас обижает и так далее. И тогда наше сердце становится способным любить Бога. Всем разумением, всем сердцем, всеми силами. Очень важно, чтобы в эти 24 часа с Господом мы смогли уделить время главному, к чему Папа Франциск призывает – это исповедь. Исповедь – это есть один из моментов, в которые нам дано конкретно пережить милосердие Божие.

Многие из вас уже не первый раз в Церкви, не первый год с Богом и знают, какую важную роль играет исповедь. Это возможность открыть сердце и душу Богу, чтобы Он очистил нас. Но прежде всего, наполнил наше сердце любовью. Чтобы Он мог творить в нас это сердце новое, о котором Он говорит через пророков. Потому что уже говорили здесь: чтобы быть угодными Богу, надо всего лишь любить, но нашему сердцу непривычно и неестественно иногда любить даже тех, кто нас не любит, кто обижает, кто с нами не считается. И тогда как можно это делать? Как исполнить эту заповедь любви в совершенстве, как Иисус? Когда Иисус даст нам своё сердце, когда Он обновит, исцелит наше сердце? И как это происходит? Один из моментов, когда Господь подходит к нам со своей нежностью и лечит раны нашего сердца – это исповедь.

Очень много раз мы за это время должны задавать себе вопрос: насколько для нас исповедь важна. Кажется, что мы потеряли эту способность переживать исповедь как праздник. Больше всего, когда готовимся к исповеди, переживаем: как я это скажу. Иногда так красиво говорим и думаем, что таким образом наши грехи будут менее заметны, священник, может быть, и не заметит. Иногда хочется сказать: как красиво ты это сказал! Потому что всегда переживаем и не понимаем, что идём навстречу Отцу, любящему, который этого ждёт. Именно это открывает Евангелие, когда говорит о примирении. И когда примирение происходит – Бог устраивает праздник.

Есть 15 глава Евангелия от Луки (Лк 15, 4-32). Три притчи (о заблудшей овце, о потерянной драхме и о возвращении блудного сына). Все они заканчиваются одним и тем же: все празднуют, потому что именно здесь Иисус хочет учить, что Бог радуется. А если Бог радуется моему возвращению, то почему я не радуюсь? И этот момент, когда возникает желание очиститься – это уже благодать, это уже радость. И всё, что это желание исповедоваться, это раскаяние несёт с собой: иногда слёзы, иногда стыд – это тоже милости Божии, которые Он даёт нам для более глубокого осознания нашей нищеты и в то же время богатства Бога, потому что Бог богат милосердием.

И очень отрадно узнавать, что во многих местах по поводу этих 24 часов с Богом придумывают разные способы призывать подойти к Святому причастию, к исповеди: самые молодые люди становятся апостолами этого Таинства и поскольку храмы открыты – выходят на улицы и тех, кто проходит, приглашают войти и исповедоваться. Это, конечно, больше подходит для католических стран. Но и у нас тут каждый может открыться заново в это время Великого Поста и, особенно, в то время, которое мы проведём в молитве: как я готовлюсь к исповеди, как я переживаю это Таинство. Действительно ли это радует, а если не радует, то я должен постараться открыть эту красоту, это единение жизни с Богом.

Иногда, возможно, это было в жизни некоторых из вас, когда было особенно трудно исповедоваться, но когда смогли сделать этот шаг, приняли благодать Господню, – какая радость после этого наступает. Иногда действительно люди выходят со слезами, но от радости, то есть это те слёзы, которые дают сердцу очиститься, лечиться, лечить раны. И Таинство исповеди, примирения с Богом – даёт силу, чтобы любить Господа всем сердцем, всей душой и всех ближних, как самого себя, потому что через исповедь Господь обновляет, даёт новое сердце, лечит все раны, из-за которых очень часто мы не можем свободно любить.

о.Диогенес