Своевременная статья нашей прихожанки Вероники Бикбулатовой для портала Gaudete.ru
Что думают дети и что мы можем сделать с этим?
Очень часто c семейными ценностями, традициями, с детством ассоциируется праздник Рождества, в то время как Пасха Христова остается как бы вне семьи и переживается как событие либо сугубо личное, либо общинное, церковное. Даже если Пасха отмечается дома, то упускается в качестве семейного явления период подготовки к ее подлинному проживанию – Великий Пост. Нам часто кажется, что Пост не для детей, что они слишком малы для понимания вопросов смерти и Воскресенья и что детей не нужно ничего лишать ни в еде, ни в удовольствиях. Так ли это? Попробуем поразмышлять о том, как лучше переживать Великий Пост в семье, где есть дети, с духовной пользой для себя и для них.
Поскольку дети воспринимают мир посредством зримых и осязаемых образов, а также эмоций, начиная знакомство детей с пониманием Поста, стоит подумать о том, как можно визуализировать, наполнить психофизическими ощущениями и тем самым сделать доступными для восприятия юных душ такие великопостные и общехристианские понятия, как милосердие, воздержание, борьба с грехом, молитва, милостыня. Без эмоциональной подачи, без образной конкретизации Великий Пост в представлении ребенка грозит, увы, остаться длинным и унылым временем, таким же как серый февральско-мартовский снег за окном, когда взрослые запрещают конфеты и компьютерные игры, ссылаясь на то, что этого хочет Бог. Никто из нас не хочет выглядеть строгим ревнителем догм, этаким фарисеем в глазах собственного ребенка и тем более найти в кармане подростка-министранта, который исправно по воскресеньям посещает Святую Мессу, записку со словами «ненавижу костел» (это реальная история!). И в то же время, наверное, странной (хотя, увы, столь же реальной) выглядит картина, в которой семья празднует Пасху со всеми внешними атрибутами этого праздника в виде крашеных яиц и куличей, не пройдя такой важный путь подготовки к ней, как Великий Пост, лишив детей возможности очистить, утончить, делать более чуткими и добрыми души.
Попробуем посмотреть на Великий Пост в семье как на время формирования в наших детях важнейших христианских ценностей, закладываемых на всю жизнь, не только земную, но и вечную. Начнем «от противного», попробовав взглянуть на некоторые типичные негативные представления о Боге, о вере «изнутри» детского восприятия и поищем способы преодоления этих стереотипов, руководствуясь принципами образности и эмоциональности.
1. Детское негативное представление – «Пост слишком длинный!»
Действительно, время в представлении ребенка выглядит совсем иначе, чем в представлении взрослого. Оно более удлинено, менее понятно и логично, и каждое событие, даже незначительное на наш взрослый взгляд, «взрывает» временной поток массой впечатлений, эмоций. Оно очень нуждается в структурировании. Поэтому почему бы не перенести в Великий Пост идею адвентовского календаря с несколько иной подачей? Если в преддверии Рождества мы ждали прихода Спасителя как великого подарка Бога людям, и маленькие подарочки в кармашках календаря были призваны напоминать нам об этом, то теперь мы сами будем дарить подарки Господу в благодарность за то, что Он спас нас от смерти.
Итак, вооружаемся ватманом, картоном, цветной бумагой, клеем, скотчем, ножницами, подключаем фантазию и делаем вместе с детьми календарь с кармашками – их количество может быть равно количеству дней Поста, а может быть и только недель (в том случае, если у вас нет возможности каждый вечер уделять время анализу плохих и хороших поступков ребенка за день). Для малышей можно представить в виде календаря только Страстную неделю, ограничив их активную подготовку к Пасхе семью днями. Хорошую службу в деле наглядности может сослужить значок (яркий стикер, бегунок), который мы будем передвигать каждый день или каждую неделю на следующий кармашек и который будет показывать ребенку, в каком временном периоде он находится.
Каждый вечер Поста до или после семейной молитвы вы можете предложить ребенку написать на двух разных листочках бумаги (лучше брать разных цветов) хорошие и плохие его поступки за день. Стоит, конечно, исходить из возраста и индивидуальных особенностей каждого и не настаивать, если в какой-то день уставший ребенок не хочет совершать этот великопостный «ритуал». Но надо стараться создать спокойную, доверительную атмосферу, чтобы ребенок сам захотел раскрыться, чтобы он не боялся Бога и ни в коем случае не видел в Нем карающего судью. И объяснить, что за плохое мы просим прощения, а за хорошее благодарим.
Следующий этап – отдаем все плохое и хорошее, что было в этот день, Иисусу, помещая листочки в кармашек, и тем самым дарим Ему свое сердце. Кстати, то же символическое действие вместе с детьми могут совершать и родители, почему бы и нет?
2. Детское негативное представление – «Пост скучный…»
Так может казаться тем детям, которые привыкли к постоянному фону включенного телевизора и гаджетов, а в Пост родители решили сократить присутствие этого фона в жизни. Тут совета два. Во-первых, не совершать слишком кардинальных перемен и тем более не требовать их от ребенка – например, смотреть за вечер всего на один мультфильм меньше или играть в компьютерные игры, но только по воскресеньям. Во-вторых, предложить достойную альтернативу в виде дополнительных прогулок, разговоров по душам, семейных настольных игр, совместных дел по дому, по-настоящему хороших, добрых, нравоучительных фильмов и конечно, чтения книг. Кроме того, можно найти массу более редких, но очень интересных занятий – разные виды рукоделия и творчества, диафильмы, старые фотографии и вещи из «бабушкиного сундука» вам в помощь.
3. Детское негативное представление – «Пост грустный и унылый…»
Действительно, бывает так, что с началом Поста в нашей взрослой жизни начинают вскрываться какие-то больные язвы, всплывать на поверхность многочисленные проблемы. И вместо добрых и спокойных родителей ребенку «достается» нервная мама и ушедший в себя отрешенный папа. Поэтому данный пункт в большой степени зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем преодолеть эгоизм и уныние и проявить подлинное милосердие друг к другу и к собственному ребенку. Конечно, не стоит подавлять чувства, особенно сильные (очень даже полезно их выплакать в горячей молитве перед Богом, сходить на исповедь, поделиться с близким другом, написать письмо), но не дать себе «растечься» в необъятную депрессию мы обязаны. И если где-то мы допустили оплошность – пренебрегли ребенком, накричали на него – нужно просто попросить прощения и постараться «компенсировать» нелюбовь душевной близостью и любовью (но не подарками). Бог нам всем в помощь в этом непростом деле!
4. Детское негативное представление – «Молиться неинтересно, нужно все время повторять одно и то же…»
Молитесь ли вы регулярно вместе с детьми? Если нет, то время Великого Поста предоставляет прекрасную возможность начать. Наверное, для того, чтобы молитва не представлялась ребенку однообразным повторением выученного однажды текста, нужно несколько условий. Первое – молиться искренне самим, как тогда, когда вы молитесь всей семьей (дети очень чутки в отношении искренности взрослых), так и в своей личной молитве постоянно просить Господа даровать вашим детям благодать подлинной веры. Второе – стоит начинать научение молитве не с заучивания «Отче наш» или «Радуйся, Мария», во многом непонятных ребенку дошкольного возраста, а с того, чтобы показать ему, что с Богом можно разговаривать своими словами, что с Ним можно дружить. Иногда можно рассказывать детям какие-то интересные вещи из вашей собственной духовной жизни – о том, как Бог отвечает на ваши молитвы, как вы что-то попросили, и Он дал. Дети обычно очень радуются конкретным проявлениям Божественного Провидения в жизни. «Меня ангел спас», «Бог послал мне братика», «Иисус меня любит» – начинают говорить они, и молитва постепенно начинает становиться органичной частью их жизни. Что касается канонических молитв, то нужно просто молиться ими каждый день вслух (утром, вечером, перед едой), и тогда в какой-то момент дети (даже трехлетние) начнут их повторять без специального заучивания.
5. Детское негативное представление – «Бог слишком строгий. Зачем нужно отдавать другим то, что мне и самому нужно?»
Да, современным детям трудно отдавать в том случае, если это трудно окружающим их взрослым или в том, если их сознательно приучают к накопительству. Современные дети привыкли к тому, что их окружает слишком много игрушек и сладостей, не так ли? Пост может стать хорошей школой для того, чтобы научить детей немного ограничить свою привязанность ко всему этому. Немного, но не кардинально и резко (как и в случае с компьютером), чтобы это не вызвало отторжения и ощущения чрезмерной «строгости» Бога. Например, можно сократить конфеты до одного раза в неделю и давать их ребенку только по воскресеньям – польза для души и для тела налицо! А сэкономленные от покупки сладкого деньги складывать в отдельное место и потом куда-либо жертвовать. Лучше, если сам ребенок будет вести учет этим небольшим сбережениям, сам решит, кому бы он хотел помочь, и сам отнесет по назначению. В таком случае у него выработается чувство ответственности, чувство собственной нужности и возникнет радость отдавания – а это, согласитесь, очень важная христианская добродетель.
6. Детское негативное представление – «Бог странный. Зачем Ему надо было умирать на кресте? Меня это пугает…»
Невозможно в подлинном проживании Великого Поста обойти стороной тему смерти. Не стоит замалчивать ее и в разговорах с детьми. Напротив, рассказывая ребенку о распятии Иисуса Христа, вы получаете возможность поговорить с ним о смерти и о вечной жизни, о том, почему мы молимся за умерших родственников, о том, что бояться смерти нормально, но когда мы живем с Богом и учимся любить Его, смерть когда-то станет для нас переходом в наш настоящий дом, в радость Неба, и к этому стоит стремиться всей своей жизнью, возрастая в святости.
Детские страхи, как правило, рождаются из неизвестности. Поэтому стоит ненавязчиво «вытаскивать» их на поверхность, проговаривать и даже обыгрывать в игре. Если вы заметили у ребенка сильный страх смерти, поиграйте в то, как душа одной из игрушек «уходит на небо» и оттуда посылает другим игрушкам благословения, помогает им, предотвращает неприятности.
А в один из вечеров можно снова вооружиться канцелярским набором и сделать из картона… объятия Бога, изобразив их в виде длинных обнимающих рук, исходящих из большого сердца и готовых привлечь к себе каждую душу.
7. Детское негативное представление – «У моих друзей, одноклассников нет Поста» либо «У них «другой», «православный» Пост, «другая» Пасха, другой крестик на шее… Что же, у них «другой» Бог?»
Добавим к нашим картонным «объятиям Бога» несколько длинных разноцветных ленточек. Пусть они достигают самого сердца Небесного Отца. Это будут дороги разных конфессий. По одной идем мы, по другой те, кого Бог когда-то привел в другие церкви и поставил на другой путь (используйте игрушечные фигурки типа лего). Но мы – братья, ведь у нас один Отец, Его руки одинаково обнимают каждого человека. Конечно, такое символическое изображение для детей старшего возраста следует каждый раз дополнять рассказами об истории и традициях различных конфессий.
Не бойтесь говорить с детьми о Боге, о вере, они очень это любят. Рассказывайте им на ночь евангельские притчи, истории из жизни святых, выслушивайте их мнения по разным вопросам, но главное – старайтесь быть чуткими к тому, на какую волну в данный момент настроена душа ребенка, хочется ли ей философствования или эмоциональной поддержки, долгих разговоров или молчаливого присутствия рядом.
Великий Пост в семье – это не только время ограничения удовольствий, милостыни и молитвы, это еще и время, когда, устранив из своей жизни все лишнее и чрезмерное, мы учимся жить «здесь и сейчас», погружаясь в ту задачу, которая стоит перед нами в данный момент. И тут дети могут стать лучшими нашими учителями. Поэтому передавая им основы христианской веры, не забудем поучиться у них способности погружаться в настоящее, в заветный «миг между прошлым и будущим», находя там Бога. А еще жить подлинной жизнью, подлинными чувствами. Падать и вставать снова и снова, не впадая в уныние оттого, что жизнь – маятник, радуясь каждому ее уроку и каждой новой возможности. Плодотворного Поста всем христианским семьям!
Вероника Бикбулатова