Св. Агафья (Агата), дева и мученица – одна из самых почитаемых христианских святых, причем, ее почитание восходит к очень раннему времени. Св. Агата родилась в 235 году в сицилийской Катании, происходила из знаменитого местного рода. Судьба св. Агаты была типична для членов первых христианских общин.
После крещения она решила, из любви к Христу, сохранить девственность. Но святая была очень красива, и поэтому многие сватались к ней. Она же, тем не менее, не хотела выходить замуж. Одним из искавших ее руки был римский наместник Сицилии Квициан. Когда и он получил отказ, то возненавидел святую. Не в состоянии снести унижения, Квициан стал искать, как бы отомстить прекрасной христианке, пока, наконец, в связи с указом о преследовании христиан, изданным в 250 г. императором Децием, ему не представился удобный случай.
Наместник велел схватить и привести к нему св. Агату. Она хорошо понимала, какие муки и борьба и, в конечном счете, какая страшная смерть ее ожидает, без устали и горячо молилась: “Господи Иисусе Христе, Ты видишь сердце мое, от Тебя не сокрыты мои желания, я жажду принадлежать Тебе во всем, что я есть, и чем владею. Будь мне пастырем, я же да буду овцой стада Твоего. Храни меня во святой борьбе за Имя Твое, и пошли мне укрепление в слабости моей”. Квинциан вежливо приветствовал ее, повторяя слова восхищения и все свои обещания, после чего принялся угрожать ей самой страшной участью, если она не отдаст ему руку и сердце. Агата, не колеблясь, твердо ответила ему, что никогда в жизни не сделает этого. Тем не менее, наместник до времени сдержал свой гнев, и отдал ее в дом некой Афродисии, женщины, известной распущенностью нравов, надеясь, что та, вместе с пятью своими дочерьми, повлияет на расположение Агаты и сможет подчинить ее его наместничьей воле. Сколько пришлось претерпеть св. Агате в этом доме разврата, где она находилась в течение 30 дней, постоянно вынужденная вести борьбу, – трудно представить. Но Бог Своей благодатью не оставлял ее, и она смогла вновь выйти победительницей, поскольку Афродисия прибежала к Квинциану и объявила тому, что никто не в силах сломить стойкости святой.
Обманувшись в своих ожиданиях, наместник вызвал Агату на суд и начал допрос с выяснения ее происхождения. “Я патрицианка, – ответила Агата – и происхожу из славного рода, о чем свидетельствует список моих предков”. Почему же ты, – спросил вновь судья – так унизилась, что стала христианкой?”. “Истинное благородство – отвечала святая – приобретается исповеданием Иисуса Христа, которого называют рабом”. “Итак, – воскликнул Квинциан, – мы утратили наше благородство?”. “Да, – сказала Агата – ты потерял его, став рабом сатаны, настолько, что поклоняешься ему, почитая бездушные камни”. “Не святотатствуй! – грозно вскричал наместник, – Немедленно принеси нашим богам жертву, иначе я прикажу пытать тебя, чтобы проучить”. “Меня удивляет, что разумный человек может требовать такое, – ответила Агата – ты и сам стыдишься своих богов, и, тем не менее, велишь мне поклониться им”. Тогда Квинциан велел подвергнуть ее бичеванию, жечь раскаленным железом и ранить острыми ножами, а когда она стойко перенесла эти муки – приказал отрезать ей груди.
После этой жестокой пытки, ее, истекающую кровью, бросили в темницу, одновременно приказав, чтобы никого к ней не допускали, и запретили передавать ей питье и пищу. Но ночью темница наполнилась чудесным светом, и небесный врач исцелил ее раны – когда она, терпя страшные мучения, славила Бога, к ней явился св. Петр в образе старца, сопровождаемый ангелом, несшим факел. “Дочь моя, – сказал он – тебя мучили ужасно. Видя это, и жалея тебя, я пришел исцелить тебя”. Агата была уверено, что это обычный врач, и сказала: “Моему телу уже не нужны никакие лекарства. Благодарю тебя, что ты явился сюда из-за меня, но из людей никто уже не может меня вылечить!”. На что мнимый лекарь ответил: “Почему ты не хочешь дать уврачевать твои раны, дочь моя?”. “Меня исцеляет Господь Иисус, Который, если пожелает, одним только словом может меня исцелить”. Св. Петр, видя такую веру, открыл ей, кто он, и, усмехнувшись, произнес: “Он и послал меня, ибо я Его посланник и апостол. А теперь посмотри, ты уже исцелилась”. И с этими словами, старец исчез. Когда Агата пришла в себя от изумления, то увидела, что на ее теле нет ни одной раны, и оно стало еще более прекрасным, чем перед пытками. Переполняемая огромной радостью, она стала молиться: “Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты призрел на меня и послал мне Своего апостола, Петра, укрепившего меня, и обновившего тело мое”. Вдруг небесный свет наполнил камеру темницы, испуганная стража бежала, оставив двери открытыми. Агата могла бы выйти на свободу, но не хотела оставить поля боя, пока не получит пальмы победы. Сами стражники, убегая, кричали ей, чтобы она уходила, уговаривали ее и другие заключенные. Но она ответила: “Не дай Бог мне потерять такой уже близкий венец, и подвергнуть стражников наказанию, которого им тогда не избежать”.
Квинциан, узнав об этом, вновь призвал ее и опять потребовал, чтобы она принесла жертвы римским богам. “Как неразумен твой приказ, – сказала Агата, – отречься от Того, кто исцелил раны, нанесенные мне тобой!” Тогда наместник велел бросит ее на горящие угли, чтобы сжечь заживо. При этом случилось землетрясение и народ поспешил к Квинциану, требуя не мучить девушку. Напуганные палачи прекратили мучить ее, но она, не выдержав пыток, уже скончалась.
Это произошло 5 февраля 251 года. В свои 16 лет святая мученица оставила этот мир с такими словами на устах: “Господи, хранивший меня с самого детства, Ты очистил мое сердце от любви к этому миру и помог претерпеть множество испытаний, прими дух мой”. Святую мученицу Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя 60 лет перенесли ее останки в заново выстроенный кафедральный собор в г. Катании, где тело святой покоится до сегодняшнего дня.
В день ее смерти, мощи мученицы провозят по улицам города в золотом реликварии, установленном на специальной повозке. Катания и округа считают св. Агату своей главной покровительницей. Через год после ее смерти на горе Катания проснулся вулкан Этна. И только благодаря молитвам св. Агате лава остановилась, не дойдя до города. Об этом чуде узнали язычники, благодаря чему многие из них обратились ко Христу. С тех пор св. Агата почитается как спасительница от пожаров, наводнений и других бедствий.
С этого момента почитание св. Агаты стало возрастать: люди приходили на ее могилу молиться, и вверяли ее покровительству свои семьи, дома и имущество. По древней традиции в день св. Агаты освящается хлеб, соль и вода, благодаря которым место, где они находятся, охраняется от пожаров и ударов молнии. Св. Агата — наша небесная защитница от пожаров. Верующие часто бросают в огонь освященные в ее день хлеб и соль, чтобы охранить свои жилища от бушующего пламени. В этот день некоторые также дают домашним животным хлеб и соль, освященные в честь св. Агаты, желая обезопасить их от различных болезней. Рыцари Мальтийского Ордена, а также пожарные считают св. Агату своей покровительницей. Со временем к ней стали взывать во время бурь и пожаров, позже она стала также покровительницей литейщиков, мастеров, изготавливающих колокола, медицинских сестер и трубочистов. Во многих католических домах в Белоруссии висят ее иконы, для охранения жилища от различных бедствий. Люди часто рассказывают о том, что во время пожаров и других стихийных бедствий обходят с образом св. Агаты свои дома или даже целые населенные пункты. Многие берут с собой “хлеб св. Агаты” в дальние путешествия. Бог являет нам милости посредством Святых Своих. Наши святые заступники испрашивают у Бога необходимые нам благодати. Святые являются нашими небесными покровителями и заступниками от множества несчастий и невзгод нашей жизни. Помогать нам будет и св. Агата. Мы не должны принимать воду и хлеб св. Агаты как нечто магическое, но – помнить о живой вере и молитве, посредством которой Бог внемлет нашим нуждам, — в данном случае через посредничество св. Агаты. Женщины молились о предстательстве св. Агаты при болях в груди и некоторых других болезнях, а также во время кормления грудью. Иконографическая традиция изображает святую на фоне горящего дома, извергающегося вулкана Этна, с факелами и клещами (орудия пыток, которым она подверглась), изображают также отрезанные груди святой, лежащие на блюде. Св. Агата также изображается со слоновой костью в руках, что символизирует ее твердость и чистоту.
Литургическая память – 5 февраля.
о. Кшиштоф Пожарский
Источник: Сайт прихода Святого Станислава