отец Павел МрочекС праздником вас всех, а, точнее, с Торжеством! Почему с Торжеством? Потому что сегодняшний день – это Торжество. Какая разница между праздником и торжеством знаете? Когда идём в магазин и покупаем какие-то продукты, есть те, которые более дешевые – они лежат ниже, а есть такие, которые стоят очень дорого, их кладут на верхние полочки. И можно сказать, что те, что с верхних полочек – они более качественные, импортные, более важные. Сегодня у нас торжество, то есть праздник с верхней полочки. Что это означает? А то, что содержание этого праздника, который мы называем торжеством, очень важно для нашей повседневной духовной жизни.

Задачей проповеди является объяснение Божьего Слова. Я сегодня чувствую себя, как мудрец с Востока, который приехал. Отец Альфредо приветствовал в начале всех: и меня, и всех детишек, которые приехали со всей епархии; с юга: Владикавказ, Астрахань, Волгоград, Маркс. И приехали тоже «мудрецы с Востока» в том числе и я: из Орска и Оренбурга – с востока нашей епархии. Чтобы поклониться Иисусу не где-то в другом месте, а именно здесь, в Казани, в этом прекрасном храме.

Содержание сегодняшнего праздника заключается именно в том, чтобы прийти поклониться. Как праздновать? Как поклоняться Господу Богу? С этим обычно проблемы, потому что сами придумываем, как праздновать. Когда какие-то семейные праздники, или дни рождения – у нас есть готовый, может быть, сценарий празднования. Утром просыпаемся, поздравляем наших родных, близких. Ранее приобретаем какой-то подарочек, чтобы ему приятно было. Потом, конечно, застолье – всё на столе должно быть по канонам. И мы считаем, что праздник получился удачным.

А в духовном плане немножко иначе. Каждый праздник мы не можем отмечать так же, то есть Рождество мы не будем отмечать, как Богоявление; Богоявление не будем отмечать, как Пасху; Пасху не будем отмечать, как Успение Богородицы. Как же праздновать все эти дни? У нас есть инструкция – это Божье Слово, которое мы читаем в этот день. В каждый праздник читается совсем другое Слово из Книги Священного Писания.

Я сегодня хотел бы вместе с вами остановиться на Евангелии. Книга Евангелия от Матфея. Этот автор пишет к своим родным евреям, сам, будучи евреем, пишет так, чтобы они всё понимали, чётко. Конечно, всё начинает от родословия, от истории, как всё это произошло, как пришёл в мир Сын Бога. И сегодня читаем уже отрывок, который говорит нам о пришествии Господа Бога – Иисуса и распознании Его людьми – представителями Востока, которые считались в то время очень мудрым народом. Поехать на Восток и спросить человека там живущего, можно было всегда. Очень важные и интересные ответы получить на жизненные вопросы, которые помогали жить лучше. И таких мудрецов мы видим здесь, в этом тексте – три волхва с Востока, значит, мудрецы.

Волхвы – то же, что цари. В Евангелии, которое у вас находится в формате 3D, то есть с моей правой, а с вашей левой стороны – ясли, прекрасно представлены три персонажа. Но когда читаешь сегодняшнее Евангелие, там даже речи не было о том, сколько их было. Не написано, что их было три волхва. Традиция Церкви даёт нам этих трёх персонажей из-за того, что они несут с собою три дара: золото, кадило и смирну. Если читать всё Священное Писание, то мы могли бы удивиться: ведь люди, живущие в то время, раньше, еще до Христа, тем более цари, приносили подарки достойные.

Вспомните, например, одного слугу царя сирийского Наамана, который был прокажённым и хотел встретиться с пророком Елисеем, который владел такою силою, что исцелял от этой болезни. И сколько он вёз подарков? Там было 600 тонн серебра, не знаю, сколько там было золота, сколько других драгоценностей. И он всё это вёз, чтобы сказать «спасибо» тому пророку, который от имени Всевышнего Бога, вернёт ему здоровье. А эти три волхва несут с собой только золото, кадило и смирну. Мы начинаем понимать, что всё это – символика, которая должна направить нас на то, как мы переживаем наши отношения с Господом Богом, как мы руководствуемся этим светом, этой звездою, которая привела этих людей, чтобы поклонились Господу Богу.

Звездой, светом, который привел их, является свет Божьего Слова – и это наш повседневный GPS, (мы так с детьми сегодня говорили, что пользуясь этим GPS, мы не ошибёмся, попадем в нужное место). Чтобы попасть в нужное место, нужно установить GPS. Младшее поколение прекрасно знает, что такое устройство с GPS  и все навигации. Один священник так рассказывал (чтобы вы немножко расслабились).

Один священник в Польше когда-то вёл духовные упражнения для конгрегации сестёр, для одной общины сестёр. Позвонили ему, чтобы приехал в монастырь, в определённое место, где начинаются духовные упражнения, которые длятся восемь дней. И он подготовился, записал адрес, чтобы ехать потом при помощи GPS, потому что не знал, как туда попасть на машине. Доехал, такой радостный, что просто попал под самую дверь, калитка уже была открыта, он въезжает во двор на территорию монастыря, подъезжает к двери, сёстры открывают. Он взял с собой всё, что необходимо было для упражнений, входит в монастырь. Сёстры ему говорят: «Отец, у нас здесь такая традиция, что сначала всех гостей приводим в нашу часовню, чтобы они поклонились Господу». – «Конечно, идёмте в часовню!». Пошли в часовню, все на колени, как раз сёстры читали вечернюю молитву церкви, бревиарий. Когда все упали на колени, вдруг можно было услышать голос: «Вы прибыли в место назначения. Вы прибыли в место назначения» – повторяется несколько раз – это GPS, который у него в карманчике. Ему, конечно, неудобно было в тот момент, но потом, когда вспомнил, сказал: «Какая мудрость! Я прибыл в место назначения, я упал перед Господом Богом на колени. И это цель моей поездки». Вместе с сёстрами, которые меня провожали и духовные упражнения, как начались быстро, так и могли бы закончиться в том же пункте»

Мы должны сегодня прийти поклониться Господу Богу и принести такие дары, какие? Подсказка здесь, в этом тексте: золото – это не то, что мы снимаем: сережки, может быть кольца с рук, и отдавать Господу. Когда мы читаем –  «золото», имеется в виду именно этот металл, который является царским – это корона. Царские короны обычно делали из этого металла, из золота, потому что оно не подвергалось коррозии, они всегда блестели, если их почистить. Имели свою ценность, не соединялись с воздухом, например, или с другими элементами, которые можно найти в таблице Менделеева.

Упасть и принести Господу Богу золото, значит, признать Его царём, подчиниться Ему, сказать: «Господи! Ты господствуй надо мной!» Мы столько раз сегодня сказали: «Господи!» И на русском языке, и на латинском языке, когда пели Kyrie Eleison. «Господи, помилуй нас!» Насколько Господь Бог является моим Царём? А королевство, которое я строю вокруг себя в моём доме, на работе, оно подчиняется этому Царству, которое несёт с собой Господь Иисус?»

Второй дар – это кадило. Мы сегодня вместе с министрантами постарались (Никита, Илья помогают), чтобы и запах кадила, но прежде всего дым, который уносится, напоминал нам о том, что наша молитва должна уноситься перед троном Господа Бога так, как дым этого кадила, которым пользуемся во время литургии. Принести кадило – означает узнать в Господе Иисусе Первосвященника, единственного священника, в священстве которого мы имеем участие. Я это осознаю как священник, участвующий в иерархическом священстве. Но вы тоже должны осознать, насколько вы участвуете в священстве, которое получили в день вашего крещения. Все крещённые являются священниками, потому что соединились с Единственным Священником – Иисусом Христом. «Насколько мои жертвы взывают из глубины души, насколько мои молитвы, которые возношу к Богу, доходят до Него, являются приятными Ему? Насколько наши молитвы построены на нашем сокрушённом сердце, а не на нашей гордыне?»

И смирна. Смирна – это травы, это бальзам, которым обычно помазывали умерших людей, бальзамировали их тела. Горькие травы, помогающие сохранить бодрость тела и также сохранить от порчи тело умершего. Принести Господу Богу смирну, то есть узнать в Нём такого Бога, Который воссоединяется со страданиями нашими человеческими и Который через смерть Свою вводит нас в совсем другой мир через тайну Пасхи. Мы скажем иначе, уже богословским языком. Когда мы сегодня приносим смирну Господу Богу, мы должны осознать, что Пасха – это переход из рабства к свободе, из мира темноты, унижения в мир света, в мир, в котором Господь делает нас снова своими детьми, достойными величия великих даров. Насколько мы сегодня можем почувствовать себя в таком достоинстве? Пусть реакция, поведение этих волхвов, о которых речь идёт в тексте, поможет и нам. Они, когда пришли, поклонились Иисусу, вернулись другим путём. Написано так: «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою» (Мф 2,12).

Вернуться «иным путём», то есть обращённым путем, не таким, которым мы пришли к Господу Богу, святым путём. Я вам всем желаю, чтобы наше празднование сегодня заключалось именно в обратном пути, чтобы мы, когда уйдём из этого места справа, могли на самом деле идти путём, ведущим всех нас к святости, к полному, когда-то вечному соединению с Господом Богом, соединению, которое уже сейчас, во время этой Мессы совершается.

В знак того, что мы поклоняемся Господу Богу, сегодня освящаем то, что вы принесли и поставили на этом столике: воду – в таинстве крещения, именно в этом таинстве мы стали во Христе священниками, царями, детьми Царя, и мы стали пророками, которые должны пророчествовать эту Благую весть, что Он среди нас есть. Мы будем освящать и кадило, в знак нашего священства, хотим обновить наше священство, и будем освящать мел, которым помечаются двери наших жилищ, наших квартир, наших домов святыми знаками. Чтобы те, кто будет входить в наш дом, осознали, что это не просто жилище, что в этом доме живут верующие люди вместе с Господом Богом, с Иисусом. И давайте, пусть наше общение, наша сегодняшняя литургия будут наполнены этим духом, который исходит из сегодняшнего слова. Аминь.