Предлагаем вашему вниманию статью нашей прихожанки Вероники Бикбулатовой, опубликованную на портале http://gaudete.ru/

Young child sitting in corner as punishment

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13, 25)

Почему фразы о воспитании детей через наказание, которые неоднократно встречаются в Книге Притч, вызывают у современных родителей гамму не самых приятных чувств – от недоверчивого удивления до непримиримого отрицания? Слово «розга» режет слух тем сильнее, чем более каждый из нас знаком с педагогикой и психологией второй половины XX – XXI веков – науками в очень большой степени детоцентричными, подвергающими сомнению сколько-нибудь сильное давление на ребенка, а порой и дисциплину. Действительно, трудно представить из уст сторонников модного ныне воспитательного либерализма фразу подобную этой: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29, 17). Вероятно, в современном обществе наказания опасаются не дети, как это было прежде, а родители и педагоги (!) – ведь их авторитет, их значимость подорваны ювенальной юстицией и релятивистскими ценностями в обществе, а потому наказание теряет свой исконный воспитательный смысл и даже порой оборачивается против наказывающего взрослого.

Посмотрим, что говорит о наказаниях Новый завет. После того как отрок Иисус отстал от своих родителей в Иерусалиме, после того, как, сбившись с ног, они три дня искали его и, наконец, нашли в храме проповедующим – после этого Он послушно оставляет то, чем занимался, и идет с ними. В Евангелие от Луки мы читаем: «И Он пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лука 2, 51). Здесь перед нами предстает непререкаемое величие родительского авторитета, оспорить который в библейские времена никому не приходило в голову. Именно в свете этого авторитета наказание («розга») становится не местью, не вымещением негативных эмоций родителя на ребенке, а способом установления должного, благословенного Богом порядка вещей, от которого наказуемый получает неоценимую нравственную пользу. Особенно хорошо об этом говорит апостол Павел в Послании к евреям: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны» (Послание к евреям 12, 7-8). Далее апостол добавляет: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Послание к евреям 12, 11).

Как же обстоит дело с родительским авторитетом и наказаниями детей в современном мире? Оглянувшись вокруг, мы увидим бесчисленное количество примеров детской вседозволенности как по отношению к родителям, так и по отношению к другим людям и окружающему миру в целом. Иногда складывается впечатление, что родители будто боятся обидеть ребенка и потому оставляют безнаказанными серьезные случаи неповиновения, тем самым теряя нечто очень важное – свой нравственную и духовную позицию «над» ребенком. Порой родители просто не знают, как им поступать – пестрота информации вокруг сбивает с толку, разнообразие подходов и методик не оставляют места последовательности и уверенности в себе. Беспомощность родителя воспринимается ребенком как сигнал к еще более разнузданному поведению, ведь ему не дают четких ориентиров, ясно очерченных «хорошо» и «плохо».

Массовая культура не остается в стороне, подливая в неокрепший детский разум информацию о том, что с родительским мнением считаться необязательно. «Глупенький папа!» – хихикает популярная мульт-героиня свинка Пеппа, и вслед за ней смеются над папой ее младший брат и другие дети вокруг. Папа при этом выглядит счастливо безмятежным. Создатели не менее популярного мульт-сериала «Маша и медведь» вовсе не учли существование такого явления, как послушание – знаменитая Маша крутит из не менее знаменитого медведя веревки, вполне реалистично отображая плачевное состояние родительского авторитета в современном мире. Большинство мультфильмов и вовсе лишены нагрузки в виде детско-родительских отношений – в них отсутствуют образы отца и матери и преобладают связи приятельского, командного характера. А если символический образ родителя и появляется, то он лишен воспитательного влияния и воспринимается символическим ребенком «на равных».

Одна из определяющих причин царящего попустительства – наше нежелание «напрягаться» и работать над собой. Действительно, установление дисциплины и четко очерченных правил поведения предполагает, прежде всего, самодисциплину. Намного проще не обратить внимания на недостойное поведение, или повесить на ребенка ярлык («грубиян», «лентяйка», «он все время такой» и т.д.), или раздраженно прикрикивать на него, не отрываясь от своего дела, чем отложить телефон или домашнюю работу, установить зрительный контакт, объяснить, находя понятные возрасту ребенка слова, а в случае необходимости наказать. Очень важно понимать, что крики и шлепки сорвавшегося на гнев родителя никак не могут быть приравнены к наказанию. В Книге Притч понятия «исправительной розги» и «обличения» противопоставляются понятию «небрежение». То, чем грешит современный родитель – это и есть «небрежение», то есть небережное, равнодушное отношение к себе, к своей эмоциональной сфере, к своему ребенку, к жизни в целом.

Тем не менее, очень важно, чтобы ребенок почувствовал ценность родительского руководства и наставничества. Неокрепшему детскому разуму необходима дисциплина, которая упорядочивает поток событий, делает их понятными, рождает греющую душу стабильность, «правильность». Не менее значим также пример любящего, но строгого родителя. Есть множество способов наказаний, соответствующих  контексту нашей жизни, современных «розг» – это разнообразные запреты развлечений и сладостей, «успокоительный» угол или стул, вполне оправданный в случае сильного неповиновения шлепок, совершенный своевременно спокойным и уверенным в необходимости наказания родителем.

Очень часто из уст родителей (еще чаще – из уст верующих родителей) приходится слышать что-то наподобие: я наказываю – он (она) надо мной смеется, я ставлю в угол – он (она) из него выбегает, я говорю «нельзя» – он (она) делает это. Затем, как правило, делается вывод о невозможности воспитать «этого ужасного» ребенка. Дорогие родители! Не бывает детей, которые не хотели бы быть ведомыми авторитетным взрослым. Вся проблема – только в нашем попустительстве, в нашей лени, в неумении говорить «нет» и доводить начатое до конца! До тех пор, пока мы не покончим с этой странной и неоправданной педагогикой заигрывания, наши дети будут нами манипулировать, оставаясь при этом глубоко несчастными внутри – детьми без фундамента, без направляющего в жизненном пути компаса. Этот «компас» особенно необходим в современном мире, где зло подчас бывает сложно отделить от добра.

Модный воспитательный либерализм пока не дал достойных плодов и вряд ли принесет их в будущем. Невозможно считать себя христианином и опираться не на христианскую основу в воспитании детей. Библейские истины о мудром отцовстве и материнстве – вот отправная точка в нашем пути возрастания в ответственном родительстве, поиске своего уникального синтеза любви и строгости, поощрений и наказаний. И, может быть, стоит чаще вспоминать о том, что когда-то мы будем держать ответ перед Богом за то, достаточно ли усилий приложили для воспитания послушания в наших детях?

 

Вероника Бикбулатова