Предлагаем вашему вниманию материал нашей прихожанки Вероники Бикбулатовой, опубликованный на портале GAUDETE

На проходящей в Риме Генеральной ассамблее Синода епископов говорилось и продолжает говориться о многих вызовах, стоящих перед современной семьей. Еще в преддверии открытия Синода на общей аудиенции 30 сентября папа Франциск обозначил две глобальные проблемы, мешающие нормальному существованию семьи сегодня – «раздробленности и массовости» общества, этих «двух крайностей», которые поддерживают «экономическую модель потребительства». Действительно, на сцене, где разыгрывается драма последних десятилетий, мы видим человека безмерно одинокого, разобщенного с другими даже в семье, лишенного представлений об истинной любви и не мыслящего своей жизни без огромного количества масок, стереотипов, фетишей. Отмеченные понтификом тенденции в различной степени и в самых различных формах присутствуют сегодня в социальных контекстах различных стран.

По данным Росстата, в России первой половине 2015 года на 1000 браков пришлось 734 расторжения семей. Демографический ежегодник ООН ставит нашу страну на первое (!) место в мире по количеству разводов. Почему же статистика столь печальна? Каковы особенности российской семьи нашего времени? И каким образом размышления и постановления Отцов Синода могут помочь в укреплении отношений не только в католических семьях, но и в российских семьях в целом? Конечно, тема эта весьма широка. Попробуем затронуть хотя бы некоторые ее аспекты и немного порассуждать о них.

Применительно к российским реалиям одной из наиболее сложных проблем является отсутствие культуры общения в семье – а именно, неумение уступать, договариваться, просить прощения и прощать. «Не сошлись характерами», «нет взаимопонимания и совместимости», «разочаровались друг в друге» – так объясняет свое желание развестись огромный процент супружеских пар, значительно уступая по количеству тем семьям, которые распадаются по более серьезным и объективным причинам – таким как алкоголизм, измена, домашнее насилие.

В отношении этой проблемы целительной может стать мысль, прозвучавшая в Дневнике Синода владыки Павла Пецци (от 7 октября): «Человек является образом Бога, потому что в своем общинном призвании он раскрывает общинную структуру самого Бога». Значит, если супруги осознают свою причастность к «структуре самого Бога», а внутреннюю коммуникативность семьи соотносят с коммуникативностью Троицы, то и все проблемы отношений должны решаться, исходя из этой поразительно великой и дарящей надежду истины!

Очень часто в сознании людей возникает иллюзия того, что Бог далек и недоступен и, как следствие, рождается отчаяние или бунт, способные разрушить всякие отношения. Но идея живого присутствия в структуре семьи Божественной Троицы может стать поворотным пунктом в череде конфликтов и привести к открытию: источник обновления любви находится внутри семьи! Этот живительный источник, по словам Павла Пецци, есть «след, отпечаток Творца», Который «заложил в человека структуру общения, подобную общению между собой лиц Пресвятой Троицы». Если же это так, и росток спасительного мира находится не во внешних ресурсах, а внутри каждой семьи, если он изначально вписан в нее Богом по Его великой щедрости, то что мешает нам черпать из этого источника постоянно? Что мешает нам видеть в своих семейных отношениях «след» и «отпечаток» отношений Пресвятой Троицы? Пресловутая российская лень? Маловерие? Затуманенность духовного взора грехами?

Благодарение Святому Духу за то, что посредством работы Синода Он показал нам удивительный путь: учиться узнавать в супруге, ребенке, родителе «отпечаток» одного из лиц Пресвятой Троицы, учиться видеть во внутрисемейных отношениях «след» Божественной коммуникации. И этот путь весьма плодоносен! При соответственной работе по углублению и практическому применению такого взгляда можно получить импульс к возрождению многих семей. Осознание присутствия Троицы в семье подобно тому, как если бы супруги, измученные жаждой и намеренные разойтись в разные стороны в поиске хотя бы капли влаги, вдруг обнаружили бы скважину с чистейшей живительной водой, которая никогда не иссякнет – и обнаружили бы ее не где-нибудь, а на своем участке земли, казавшимся им прежде безводным и пустынным.

Конечно, сама по себе мысль о сходстве общинной природы Троицы и общинной природы семьи не нова – она звучит в Катехизисе Католической Церкви. Но Синод был созван не для открытия новых истин, как зачастую ошибочно представляют его светские СМИ. По словам кардинала из Филиппин Луиса Антонио Тагле, цель Синода – «увидеть, как, отталкиваясь от вероучения, можно улучшить заботу о семье». Поэтому хотелось бы предложить нашим епархиям и приходам как можно более серьезно отнестись к посланию Церкви и продолжить дело Папы и Отцов Синода по «реорганизации пастырского попечения о семьях в приходах». Необходимо разработать формы систематической практической работы с семьями – духовные упражнения, психологические тренинги, катехизации для супругов и родителей – направленные на то, чтобы всегда, даже в самых «запущенных» и сложных ситуациях уметь черпать ресурсы для поддержания семьи изнури, из ее божественной коммуникативной природы, учиться видеть Бога в самой сути супружеских и родительских уз и не бояться приходить к Нему за помощью ежедневно, ежечасно, в моменты как падений, так и взлетов.

Можно возразить, что подобные формы духовной и психологической работы в приходах не смогут охватить семьи невоцерковленные. Это так лишь отчасти. На многие подобные терапевтические мероприятия можно приглашать самые разные семьи, независимо от их вероисповедания и мировоззрения, и, заручившись поддержкой Святого Духа, стремиться к максимальной открытости и расширению сферы влияния.

Кроме того, сама жизнь христианских семей должна стать свидетельством истин о любви, нерасторжимости брака и открытости к принятию детей. Примерами такого рода свидетельств выступают, например, приглашенные на Синод супружеские пары. Примечательно наблюдение многодетных супругов Массимо и Патриции Паллони о том, что в Нидерландах, где они находятся на миссии вот уже одиннадцать лет, «есть настоящая тоска по Богу, люди в глубине души ждут доброй вести, какого-то света». Подобное состояние ожидание истины, особенно истины о семье, характерно и для современных россиян, недовольных, поникших, разделенных и порабощенных обществом потребления. Поэтому хочется верить в то, что для католических семей и общин Ассамблея Синода станет импульсом к большей открытости миру вокруг, к обновлению не только внутрисемейных, но и межсемейных отношений. Если несколько семей откроют на своих землях неиссякаемые родники, то из этих источников смогут черпать их соседи, родственники, друзья, ведь «любовь никогда не перестает».

Впрочем, столь радужную картину христианских семейных свидетельств нельзя назвать не иначе как мечтой, пока, увы, достаточно отдаленной. В наших российских семьях слишком сильно проявляется травматизм, некая внутренняя надломленность. Нынешние молодые родители – внуки войны, голода и репрессий и дети безотцовщины и инкубаторного атеистического воспитания. Поэтому практически в каждом, даже освященном Церковью семейном союзе присутствует источник боли, свой «скелет в шкафу». И евангелизация мира через семью становится отдаленной перспективой постольку, поскольку каждая семья, даже та, которая внешне выглядит благополучной, нуждается в исцелении! Нашим общинам более всего не хватает людей, которые могли бы лечить души. Большинство прихожан приходит в храм за помощью, как те немощные и убогие, которых исцелял Иисус. «Здоровых» душой людей среди российских католиков – подавляющее меньшинство! Поэтому всем нам стоит молиться не только о призваниях к священству, но и о призваниях к психологическому консультированию, а также об открытии при приходах центров помощи семье.

По словам Отцов Синода, прозвучавших при обсуждении третьей части instrumentum laboris, новый подход к попечительству семей «должен включать конкретные пастырские инициативы, а не ограничиваться лишь «событиями»». Для россиян с их болью, скрытой глубоко под слоем чувства вины, часто неосознаваемой, очень важна психологическая помощь!  Человек может быть активным прихожанином, часто приступать к Таинствам, много молиться и размышлять, но при этом оставаться в плену собственного «скелета в шкафу», делая несчастными своих близких. Поэтому следующее предложение Отцов Синода – заменить термин «курс подготовки к браку» на термин «совместный путь» – в нашем российском варианте предполагает сближение Церкви с практической христианской психологией, создание на постоянной основе консультаций для семей и буквально «выращивание» семейного благополучия  на пользу всей общине – ведь потом семьи смогут передавать свой опыт более молодым супружеским парам.

Для того чтобы передавать опыт, необязательно быть идеальной семьей. На Синоде мы видим 18 супружеских пар, активно занимающихся в своих приходах поддержкой других семей. Некоторые из этих пар признают, что в прошлом у них были сложные времена, но с Божьей помощью им удалось сохранить свой брак и найти пути преодоления внутренних и внешних проблем. Впоследствии эти трудности и стали отправной точкой для помощи другим. Здесь присутствует очень важный момент для нас, россиян. В отличие от людей с европейским и американским менталитетом мы очень боимся открывать свои чувства, а также не любим выделяться из общей массы. Но без этих двух важных составляющих невозможна ни победа собственного «скелета в шкафу», ни поддержка людей, имеющих схожие «скелеты».

Тем не менее любой действенный процесс исцеления обязательно включает в себя осознание своей бессильности перед проблемой, признание своих ошибок перед Богом (покаяние) и другим человеком (доверительный разговор), молитва и практическая терапия, а затем – и это важная составная часть исцеления – помощь людям со сходной проблемой. Поэтому стоит сделать над собой некоторое усилие и начать говорить о той боли, что спрятана на задворках души и пылится там уже несколько десятилетий, но при этом исподволь влияет на наше мировосприятие и на наши отношения с людьми. Иметь мужество говорить о боли, а не замалчивать ее, делая вид, что у меня «все как у всех», очень важно, ведь на другую чашу весов поставлено благополучие души, семьи, окружающих семей, прихода и, наконец, – страны и Церкви.

Есть еще одна отличительная особенность «российской католической ментальности» – отсутствие преемственности веры и католических традиций. Воспитанию детей в христианской вере целенаправленно не учат, поэтому современные родители подобны первопроходцам неизведанной земли, причем, часто они идут по ней с завязанными глазами. В целом представляя, как развивать интеллект и творческие способности своих детей (поскольку именно на это делает акцент социум через детские сады, школы и многочисленные центры детского развития), родители не знают, как им справляться с проявлениями сложного характера у ребенка, ревности между детьми, возрастных кризисов, нежелания идти в Церковь и т.д. Тем не менее эти и ряд других не менее важных вопросов, зачастую решаемых спонтанно и непоследовательно, формируют мировоззрение ребенка и могут отрицательно сказаться в будущем на его отношении к Богу и к людям.

Говоря о воспитании, нельзя не затронуть вопрос настороженного и порой враждебного отношения в нашей стране к материнству (часто приравниваемому к «иждивенчеству») и детству («нарушению спокойствия»), к инвалидности («асоциальности»), к старости («никчемности»), к жизни в целом. Пожалуй, это вопрос наиболее сложный, поскольку его корни уходят далеко в советское прошлое нашей страны, причудливо переплетаясь в современной российской жизни с отдаленными веяниями новомодной «гендерной идеологии». Очень жаль, что тема враждебности к дару жизни мало поднималась на Синоде – больше всего там обсуждались конкретные проявления этой враждебности, каждое в отдельности (такие, например, как контрацепция, аборты и однополые союзы). Тем не менее, этот вопрос очень важен, поскольку без уважения ценности жизни невозможны ни истинная вера, ни истинная любовь.

Впрочем, объявив святыми покровителями Синода супругов Мартен – родителей святой Терезы из Лизье – Церковь дала нам в их лице наилучший пример праведного отношения к дару жизни земной как к трамплину в жизнь вечную. В одном из писем Зели Мартен – мать девяти детей, из которых четверо умерли в раннем детстве, а пятеро посвятили свои жизни Богу – писала: «Когда я закрывала глазки своим милым деткам и хоронила их, я испытывала сильную скорбь, но моя скорбь всегда была покорной. Я не жаловалась на страдания и тревоги, которые перенесла ради них. Многие мне говорили: «Было бы лучше, если бы у вас никогда их не было». Я не могла выносить подобных речей. Я не верю, что страдания и тревоги матери могут быть положены на те же самые весы, что и вечное счастье моих детей. К тому же они не навсегда потеряны: жизнь коротка и полна горя, я встречу их на небесах!»

Как же рассуждаем мы? Еще один ребенок? «У нас нет денег». «Надоело «сидеть» «в декрете»». «Опять бессонные ночи». «Надо сначала съездить в отпуск»… Попробуем поставить вопрос иначе: Господь хочет через нашу семью подарить вечную жизнь еще одной душе, это величайшее счастье, ради которого стоит потерпеть некоторые неудобства и заодно поучиться терпению!

В интервью Rome Reports участница Синода Патриция Паллони сказала: «Когда я ждала третьего ребенка, люди говорили нам – остановитесь, вам нужно брать ответственность. Теперь я смотрю на фотографии своих двенадцати детей и думаю – кто из них не должен был существовать? Никто не может ответить мне на этот вопрос». Когда мы будем рассуждать подобным образом, когда в наших приходах появятся семьи, преодолевшие внутренние кризисы, утвердившиеся в своей причастности к Пресвятой Троице и способные дарить надежду и конкретные знания другим семьям, когда мы перестанем бояться быть «не как все» и непрестанно свидетельствовать о Боге жизнью своей семьи, когда во многих приходах начнут действовать центры семейного консультирования и будут разработаны конкретные практические шаги пастырского сопровождения семей, когда количество семей в общинах и количество детей в семьях будет увеличиваться  – тогда можно будет говорить о возрождении католической семьи в России, а потом и о евангелизации российской семьи в целом.

Теперь же, когда через несколько дней закончится Синод епископов, стоит смиренно посмотреть правде в глаза и спросить себя: что я сделал для улучшения моих внутрисемейных отношений в последнее время? Что мог сделать и не сделал? Чем я могу помочь тем, чья семейная ситуация хуже моей? Какие шаги моя община может сделать для налаживания практической поддержки семей? Что могу сделать для этого именно я? И конечно, необходимо молиться о семьях регулярно и целенаправленно. Было бы прекрасно, если бы Синод стал для католических семей в России поводом объединить свои молитвы, если бы был выбран один день недели и возможно даже конкретный час, когда семьи, находящиеся в разных городах, могли единовременно обратиться ко Христу, отдавая в Его отцовские руки свои проблемы и чаяния.

Вероника Бикбулатова

Фотографии: L’Osservatore Romano