Дорогие братья и сестры, слово Божие сегодня твердо призывает нас серьезно поразмышлять о корнях всех наших бед. Начнем со второго чтения (Иак 3, 16-18; 4, 1-3)

Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое” (Иак 3, 16). “Зависть и сварливость” означают, в конечном счете, волю, желание превосходства над другими – желание быть больше других. Когда это у нас не получается, говорит нам еще Апостол Иаков, то «желаете — и не имеете; убиваете и завидуете» (Иак 4, 2). Вкратце, слово Божие учит нас, откуда у нас вражды и распри: «Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак 4, 1).

Картина нашей общественной (семейной, общинной) жизни довольно-таки темная, но я думаю, что мы все считаем её реалистичной. Более того, в этих условиях человеку живется плохо: он не может вести хорошую жизнь.

Однако, в то же время мы все, каждый из нас по своему, находит, что мы созданы, чтобы любить, а не чтобы ненавидеть. Взаимоотношения с другими: строить и поддерживать хорошие и порядочные отношения с другими является потребностью, вписанной в нашу природу. По природе мы не являемся нелюдимыми; по природе мы желаем не просто жить, но жить вместе.

Самым ярким знаком того, что мы созданы именно таким образом, является тот факт, что Бог сотворил нас мужчиной и женщиной. «Творя человека по Своему образу и непрестанно поддерживая его существование, Бог запечатлевает в человеческом естестве мужчины и женщины призвание, и, следовательно, ответственность и способность к любви и общению. Таким образом, любовь – это основное и врожденное призвание каждого человеческого существа» (FC, 11). Следовательно, полнота нашей человечности выражается в общности любви мужчины и женщины.

Итак, дорогие братья и сестры, слово Божие сегодня приводит нас к осознанию того, что мы не такие, какими хотели бы быть. Другими словами: наш образ сосуществования противоречит нашему призванию. В результате чувствуем себя плохо: наши дни проходят в печали.

Некоторые думали, что это человеческое положение – т.е. положение несчастного сосуществования – можно было бы исправить, если лучше организовать общественную жизнь. Но это было и остается иллюзией, ведь это человек болен; это сердце человека нуждается в исцелении.

Вы слышали, что апостол Иаков говорит о премудрости, исходящей свыше. Речь идет о премудрости, которая недоступна человеку, потому что она выше его возможностей. Именно в этой премудрости человек нуждается, чтобы исцелиться от “зависти и сварливости” и от вожделений, воюющих в его сердце. Действительно, речь идет о премудрости, которая во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна(Иак 3, 17). Поэтому тот, кто становится обладателем ее, становится чистым, мирным, скромным, послушливым, полным милосердия и добрых плодов, беспристрастным и нелицемерным.

Где такая премудрость? В какую школу мы должны записаться, чтобы стать обладателями такой премудрости? В каких книгах ее можно найти? Послушаем сейчас святое Евангелие, и мы найдем ответ на наши вопросы.

Иисус “учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов(Мк 9, 31-32). Мы сейчас в состоянии лучше понять это, чем тогда могли понять ученики Иисуса. Иисус говорит о Жертвоприношении Креста, о дарении Себя, которое Он совершил через Свою смерть на Кресте.

Апостол Иоанн начинает свой рассказ о Страстях Господних со следующих слов: “возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их” (Ин. 13, 1). До конца не только в хронологическом смысле, но в смысле, что возлюбил их в такой мере, что невозможно думать о большей мере любви. Совершение рассказа о Страстях согласно Евангелию от Иоанна является куда более драматичным: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». (Ин. 19, 34)

Дорогие братья и сестры: вот премудрость «исходящая свыше». Премудрость – это Иисус распятый, Который отдает Себя каждому из нас: премудрость любви, которая сияет через логику дарения себя.

В какую школу должны мы записаться, чтобы стать обладателями такой премудрости? В школу созерцания жертвоприношения Христа, в котором участвуем через святые таинства, знаменуемые водой и кровью, которые истекли из пронзенного бока Спасителя. Соединяясь с Иисусом через веру и таинства, та “мудрость, исходящая свыше” входит в нас и преображает нас, делая нас способными вести хорошую, порядочную, плодотворную общественную жизнь.

Мы также слышали, что говорит Иисус – “мудрость, исходящая свыше“: “кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою(Мк 9, 35). Это не просто заповедь, которая дается нам: мы не смогли бы соблюдать её. Это прежде всего дар, который нам предложен и только от нас зависит: используем мы его или нет.