Наставление Папы Франциска на общей аудиенции 1 апреля было посвящено Пасхальному триденствию. «Завтра, – сказал Папа, – Великий четверг. Во второй половине дня Святой Мессой «Вечери Господней» начнется Пасхальное триденствие страстей, смерти и воскресения Христова, вершина всего литургического года и вершина нашей христианской жизни».
«Триденствие открывается воспоминанием Тайной Вечери. В канун Своих страстей Иисус пожертвовал Отцу Свое тело и кровь под видом хлеба и вина и, давая их в пищу апостолам, заповедал им увековечить эту жертву в память о Нем. Евангелие этого богослужения, вспоминая омовение ног, выражает тот же самый смысл Евхаристии в иной перспективе. Иисус, как слуга, омывает ноги Симону Петру и остальным одиннадцати апостолам. Этим пророческим жестом Он показывает значение Своей жизни и Своих страстей как служение Богу и братьям: ´Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить´».
«Это произошло и в нашем Крещении, – продолжил Святейший Отец, – когда Божья благодать омыла нас от греха и мы облеклись в Христа. Это происходит всякий раз, когда мы совершаем память Господа в Евхаристии: мы причащаемся Христа Слуги, слушаясь Его заповеди любить друг друга так, как Он возлюбил нас. Если мы приступаем к Святому Причастию, не будучи искренне расположенными омывать ноги друг другу, мы не признаем себя Телом Господа. Служение Иисуса заключается в полной отдаче самого себя».
«Затем, послезавтра, на литургии Великой пятницы, мы будем размышлять о тайне смерти Христа и поклонимся Кресту. В последние мгновения жизни, перед тем как предать дух Отцу, Иисус сказал: «Совершилось!». Что означает это слово, сказанное Иисусом, – «совершилось!»? Оно означает, что дело спасения совершено, что все Писания находят свое полное исполнение в любви Христа, закланного Агнца. Своей жертвой Иисус преобразил величайшее зло в величайшую любовь».
«На протяжении веков, – заметил Папа Франциск, – были мужчины и женщины, которые свидетельством собственной жизни отражали луч этой совершенной, всецелой, непорочной любви. Мне хотелось бы вспомнить героического свидетеля наших дней, дона Андреа Санторо, священника из Римской епархии и миссионера в Турции. За несколько дней до его убийства в Трабзоне он писал: «Я здесь для того, чтобы жить посреди этого народа и позволить делать это Иисусу посредством моей плоти… Спасение возможно только если отдаешь свою плоть. Зло мира нужно нести, а боль разделять, впитывая его в свою плоть до конца, как это делал Иисус». Этот пример человека нашего времени, как и многие другие, пусть поддержит нас, когда мы жертвуем жизнью, принося ее в дар любви к братьям, по примеру Иисуса».
Папа добавил: «И сегодня многие мужчины и женщины, настоящие мученики, отдают свою жизнь за Иисуса из-за исповедания своей веры, только из-за этого. Таково служение, служение христианского свидетельства до последней капли крови, служения, которое понес ради нас Христос: Он искупил нас до конца. В этом заключается суть слова «совершилось». Как прекрасно будет, когда все мы, в конце нашей жизни, со всеми нашими нашими ошибками и грехами, с нашими добрыми делами и любовью к ближнему, сможем сказать Отцу, как Иисус: «Совершилось!» Но это будет сказано не с тем совершенством, с каким сказал Он, но сказано так: «Господи, я сделал все, что мог». «Совершилось!» Поклоняясь Кресту, взирая на Иисуса, мы будем думать о любви, о служении, о нашей жизни, о христианских мучениках, и нам будет полезно подумать также о завершении нашей жизни, Никто из нас не знает, когда это произойдет, но мы можем просить сподобить нас сказать: «Отче, я сделал все, что мог».
«Великая суббота, – сказал далее Папа, – это день, в который Церковь созерцает Христа, упокоившегося во гробе после победного крестного сражения. В Великую субботу Церковь снова отождествляет себя с Марией».
Во время пасхального бдения, когда вновь раздастся ликующее «Аллилуйя», «мы празднуем воскресшего Христа, средоточие и цель вселенной и истории; мы бодрствуем в надежде и ожидании Его возвращения, когда Пасха проявится во всей полноте. Иногда кажется, что ночной мрак пронизывает душу; иногда мы думаем, что больше ничего нельзя сделать, а сердце не находит больше сил любить… Но именно в этом мраке Христос зажигает огонь любви Божьей: это сияние разрывает мрак и возвещает новое начало, и что-то начинается в самой глубокой тьме. Мифы знаем, что самая глубокая и темная ночь бывает незадолго до рассвета. Как раз в такой тьме Христос побеждает и зажигает огонь любви».