Чтобы воспринять Благую весть Иисуса, народ должен был покаяться, признать себя несоответствующими грядущему Божьему Царству. А как нам приложить к себе слова из пророчества: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему»?

Во первых, почему Иоанн Креститель проповедует не в городе, не в Иерусалиме, не в Назарете, не в Вифлееме, не там, где собиралось много людей, а там, где была иудейская пустыня? Этим самым Он хотел вернуть сознание евреев к временам, когда всё началось. Когда Бог вывел еврейский народ из египетского рабства, чтобы они как бы заново пережили эти времена в пустыне, когда Бог сорок лет водил их по пустыне и они из семейства Иакова сделались народом с двенадцатью коленами. “И проповедал, говоря: Идёт за мной сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым(Мк 1, 7-8).

Во вторых, что означает водное крещение, которое совершает в иудейской пустыне Иоанн на Иордане? Крещение — это стандартная практика, которая совершается у евреев и в наше время, называется Миква, обряд омовения, он описан в книге Левит, где сказано, что если человек осквернился, то он должен совершить полное погружение в воду. В те времена такой обряд совершали над людьми, которые долго жили среди язычников, осквернялись в общении с ними, и чтобы очиститься им надо было погружаться в воду целиком. Удивительным здесь является то, что Иоанн Креститель проповедует покаяние крещения жителям Иерусалима, жителям Десятиградия, жителям тех городов, где люди были уверены, что у них всё в порядке, что они живут по закону Бога и никакого нечестия у них нет. Поэтому такое его поведение — это был вызов, и первосвященники посылали из Иерусалима спросить: а почему ты крестишь? Обычно люди сами совершали над собой этот обряд. А когда кто-то начинает совершать над всеми, это напоминает действие пророка или даже мессии, и он говорит о том, что он крестит в воде, но идущий за ним сильнее его, Он будет крестить Духом Святым и огнём.

В-третьих, крещение Иоанново — это было крещение в покаянии, в отречении от прежней жи́зни. Как ска́зано у святого апостола Петра, крещение не есть омытие нечистоты, но прежде всего обещание Богу доброй совести. Вот таким было иудейское крещение. А христианское крещение — это таинство, когда силой крови Сына Божия человек очищается от ответственности за грех, от власти греха и дьявола и страха смерти и сподобляется получить Духа Святаго, как в день пятидесятницы в виде огненных языков Дух сошел на апостолов. Поэтому Иоанн Креститель и говорит: “Тот, кто идёт за мною, Он будет крестить Духом Святым и огнём”. То есть, Дух Святой сойдет в виде огненных языков, когда будет крещение в Сионской горнице, таким образом он предсказывает событие, которое произойдёт только через три с половиной года.

Тогда приходит Иисус из Галилеи”, – читаем мы уже в Евангелии от Матфея (Мф. 3, 13) – “к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне”. Иоанн не может понять, как он будет крестить Иисуса. Ведь крещение Иоанново – в покаянии, а Иисус — это чистый Агнец Божий, берущий на себя грехи мира. И действительно, с древних времён отцы церкви задавались вопросом: зачем Христу надо было креститься? И нашли ответ: Он это сделал для того, чтобы, освятив обряд крещения, придать ему силу таинства Божия. То есть, когда человека крестят в Христову веру, то силой Христовой благодати он очищается от власти греха. Иоанн Креститель возмущается: “Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3, 14-15 ). То есть Он крестится не ради себя, а ради других.

И в конце надо сказать, что согласно Святому Фоме Аквинскому всё, что было в жизни Господа Иисуса, было ради нас – людей и ради нашего спасения. Блаженный Августин пишет: Он рождается младенцем, чтобы освятить младенческий возраст, Он становится отроком, чтобы освятить отроческий возраст, Он становится юношей и потом мужчиной, чтобы освятить зрелый возраст, Он умирает, чтобы освятить и саму смерть, одержав над нею победу, как мы и поём: смертью смерть поправ, жизнь нам даровал. И когда Иоанн Креститель услышал об этой Высшей Правде, что сейчас еврейский обряд трансформируется и это будет уже не миква, это будет уже крещение, тогда́ Иоанн допускает Его “и, крестившись, Иисус в тот час вышел из воды и се отверзлись ему небеса и увидел Иоанн ДУХА БОЖИЯ, который сходил как голубь и испускался на Него, и се глас с небес глаголющий: Се есть Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение” (Мф. 3, 16-17).

Этот день называется не только днём Крещения, в этот день человек по имени Иоанн созерцал Божество. Он видел, как в виде голубином Дух Святой явился и парил над головой Сына Божия и он слышал, как из осеняющего облака раздался голос Бога Отца: “Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение”. Второй раз Бог произнесёт эти слова на Фаворе, когда Сын Божий преобразится перед апостолами, но там будет отличие слов. Здесь говорится: “Cей есть Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение”, а там добавляется: “Его слушайте”. Ведь как мы с вами определились, именно со дня крещения начинается проповедь Святого Вечного Евангелия, тех глаголов вечной жизни, которые наполняют смыслом боль и страдания, которые наполняют смыслом любое пережива́ние, которые вселяют надежду в сердце каждого человека, который в этих словах ищет для себя начало новой жизни.

Я поздравляю вас с этим праздником, сегодня будет совершён чин освящения воды. И когда вы принесёте эту воду в свои дома и будете совершать орошение ваших жилищ, пусть благодать Божия явится в ваши дома. Это будет та самая вода, в струях которой стоял Сын Божий, над которой в виде голубином витал Дух Святой. Это будет та самая вода, когда совершится освящение, над которой из осеняющего облака раздался голос Бога Отца, свидетельствующий о Сыне Своём: “Сей есть Сын мой возлюбленный”. Пусть эта вода принесет радость нашим родным и близким, освятит место вашей работы, пусть эта вода сохраняется в течение года.

Пресвятая Богородица да поможет нам обновить благодать, которую мы приняли в крещении, то есть стать детьми Божьими.

о. Луис Джованни Арбелаес Варгас

Послушать проповедь можно по ссылке https://disk.yandex.ru/d/LCxdL0JZKJ97-Q

#мыкатолики