Дорогие братья и сестры, сегодня Иисус Христос говорит каждому из нас о молитве. И евангелист Лука, который пересказывает нам сегодня эту притчу, сам поясняет, что это притча о том, что должно всегда молиться и не унывать. Это то, чем должна быть, характерна, особенна молитва каждого христианина. Всегда молиться. То есть молитва должна быть непрестанной, молитва должна быть неотступной подобно тому, как была неотступна эта вдова из притчи. Еще важно, что говорит сегодня евангелист Лука: не унывать.

Притча о том, что когда мы молимся, мы призваны не унывать в нашей молитве, и сама молитва может способствовать тому, чтобы в нас не было этого уныния, тому, чтобы в нас была настоящая евангельская радость. Молиться иногда бывает трудно, но сегодня Христос действительно укрепляет каждого из нас, показывая, насколько Господь Бог, Всемогущий Отец, близок каждому из нас. Он слышит нас, и даже если нам кажется, что Он медлит, Он всегда слышит наши молитвы. В каждой притче есть определенный сюжет, определенная канва, которая иногда бывает трудной для понимания, и бывает трудно отделить в притче самое важное от второстепенного. Но очень важно понять, что в каждой притче лишь определенный аспект действительно говорит нам напрямую о Боге и о том, о чем повествует притча.

Конечно, нельзя полностью уподобить Бога Отца этому судье из притчи. Этот судья назван неправедным, и даже в самом начале притчи Иисус Христос говорит, что это судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. И конечно, когда мы молимся, мы не должны представлять себе Бога таким. Но если даже этот господин из притчи, этот судья смог услышать несчастную бедную вдову – а в то время в Израиле вдовы были одними из самых социально незащищенных, как бы мы сейчас сказали, людей, – если даже этот неправедный судья обратил внимание, кажется, на последнего человека в Израиле, на которого никто не обращал внимания, то, конечно, Господь, Любящий Отец, Который сотворил каждого из нас и любит каждого из нас особенной любовью, конечно, Он слышит наши молитвы.

Но бывает, что в нашей молитве мы сталкиваемся с трудностями. Бывает, что происходит так: или мы сами не чувствуем Бога, или нам кажется, что Он не слышит, или часто бывает, что то, о чем мы просим, как будто не исполняется. И что же тогда?

Сегодняшние чтения, и Евангелие, и другие, помогают нам размышлять об этом, размышлять о нашей молитве, размышлять о тех трудностях и вызовах, с которыми наша молитва может столкнуться. И самое главное, сегодняшние чтения учат нас правильно относиться к нашей молитве, правильно понимать, чего мы в нашей молитве призваны искать.

В первом чтении, из Ветхого Завета, книги Исхода, мы слышим историю Моисея, историю избранного народа, воюющего с амаликитянами, и видим сцену сражения, за которой Моисей наблюдает с вершины холма. И Моисей, наблюдая за сражением издалека, заступается за свой народ, за тот народ, который вручил ему Господь, который призвал вывести из пустыни и вести туда, в эту землю, чтобы даже через трудности, через войны войти в землю обетованную. И Моисей, зная о том, что это воля Божья, просит Самого Бога помочь исполнить эту волю. И он поднимает руки, чтобы в этом жесте просить у Господа помощи в этом сражении. Нам сейчас может казаться, что этот жест очень странен, что вот он протягивает руки и как будто бы от этого зависит победа. Как только руки его опускаются, начинают побеждать амаликитяне, как только руки поднимаются, опять побеждают израильтяне. И уже даже другие люди помогают Моисею держать руки, потому что у него уже не хватает собственных сил. И очень интересно, как к этому относиться.

Наверное, те народы, которые окружали Израиль, языческие народы, те же амаликитяне, могли бы относиться к подобному жесту вполне по-язычески, магически, как будто от самих рук Моисея зависела эта победа, как будто это какой-то жест, который сам по себе принес бы победу израильтянам. Однако сам Моисей, конечно, относился к этому совершенно иначе. Он понимал, что победа зависит не от его рук и не от его сил, а от воли Самого Бога, а он лишь пытался всеми своими силами просить у Бога той помощи, которую Он мог ему дать. И это очень важно. Это то, что, дорогие братья и сестры, может отличать нашу молитву, молитву настоящего верующего человека от отношения к молитве, например, язычника, или от отношения к молитве даже фарисея, который может пытаться своей молитвой как будто добиться чего-то сам. Как будто через исполнение каких-то жестов или последовательностью произнесенных слов мы пытаемся что-то заработать, чего-то достичь – в конце концов, своей воли. А очень важно понять, что тот же Моисей, поднимая руки, стремился совершенно не к своей воле, он знал, что войти в эту землю обетованную его призвал Господь и победить его призвал Господь, и пройти через трудности, через испытания, через пустыню его призвал Господь.

Если мы помним Библию, если внимательно читаем Пятикнижие, то помним, что Моисей вообще даже не хотел этого делать, и когда Господь его призывал, ему очень не хотелось идти и очень не хотелось вести за собой этот народ. Но в конце концов он смирился, он принял эту Божью волю и в данном случае искал исполнения не своей прихоти, не своих желаний, а Божьей воли, и просил о Его помощи, потому что понимал, что без помощи Бога он ни на что не способен. И при этом все свои силы отдавал, в том числе в этом жесте, поднимая руки, чтобы этой помощи у Бога просить. И это очень похоже на неотступную вдову из притчи – просить настолько, насколько возможно. И уже даже когда руки ослабли и когда сил уже нет, он уже просит других людей, которые помогают ему, глядя на его отношения с Богом. Другие израильтяне, другие верующие знали, что у Моисея особая близость с Богом, что Моисей особенно близок к Богу, что Бог имеет очень тесные отношения с ним, и он действительно может просить у Бога, заступаясь за свой народ.

И для этого, братья и сестры, для того, чтобы такая молитва действительно была и в нас с вами, чтобы она была живой, необходима вера, для этого недостаточно просто исполнения каких-то внешних сторон нашей молитвы. Недостаточно просто отчитать молитву, важно, чтобы за этой молитвой стояла вера.

И недаром, именно поэтому в сегодняшнем Евангелии, завершая эту притчу Иисус Христос, с одной стороны, укрепляя людей в надежде на то, что Бог Отец всегда слышит наши молитвы, говорит, что даже если Господь медлит, как нам может казаться, то все равно подаст защиту вскоре. Иисус Христос так говорит: «подаст им защиту вскоре» (Лк 18, 8). Но при этом, завершая сегодняшнее Евангелие, Христос говорит: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк 18, 8) И может показаться, как будто эта фраза не связана с предыдущей притчей, с предыдущей темой молитвы, которую раскрывает Иисус Христос. Однако, на самом деле, вера является самым важным фундаментом молитвы, без которой она превратится в языческое заклинание. Жест – без содержания, вера же делает молитву живой и открытой. Важно помнить, что действительно Иисус Христос обещает нам, что Бог Отец по нашей неотступности, если мы будем просить, исполнит наши просьбы, действительно исполнит. Всегда слышит и всегда исполняет. Это может произойти не так быстро, как мы хотим, и может быть, это произойдет не в той форме, как нам хотелось бы иногда, но Он всегда сделает для нас лучшее.

Однако вера в том и состоит, что мы доверяем Богу, доверяем Ему и Его воле и не ждем от Бога исполнения наших просьб, как будто бы Бог – это какой-то автомат, в который мы забрасываем монетки и получаем результат: помолились столько-то раз и получили то, что хотели. А вера предполагает, что у Бога есть воля и замысел о каждом из нас, и этот замысел прекрасен и ведет к нашему счастью. И мы, прося Его о том, в чем нуждаемся, доверяем также и Его воле. В нашей молитве это очень важно – искать исполнения воли Отца. И как прекрасно, если к каждой молитве мы добавляем фразу, за которой тоже, надеюсь, стоит наше глубокое доверие: «но будет воля Твоя, Господи». Даже тогда, когда кажется, что мы просим о чем-то абсолютно благом и очевидном, что, может быть, в нашем представлении соответствует Божьей воле, и мы можем даже не понимать: «Ну как же Ты, Господи, медлишь, почему же ты это не исполняешь? Ведь мой родственник или родственница, или маленький ребенок болеет». И мы просим об исцелении. И как трудно принимать, когда не получаем то, чего просим, если нам кажется, что это действительно важно. И это так, Господь, конечно, жаждет и нашей молитвы, и исполнения таких добрых пожеланий, но как важно добавить: «Но будет воля, Твоя, Господи!» Потому что Его воля превышает наше разумение. «Но будет воля Твоя, Господи» -хорошо, если добавляем это в каждой молитве.

Еще один момент, который может нам мешать молиться так, как эта неотступная вдова, так, как молился Моисей, держа руки, даже когда уже сил не хватало – это тот момент, когда у нас заканчиваются наши собственные силы, когда наши руки, воздетые в молитве, уже опускаются, и уже не можем мы их держать. Не только потому, что иногда не получаем результата. А иногда мы ищем еще чего-то, иногда в нашей молитве происходит такой момент, что мы чувствуем определенную сухость, что уже как будто бы мы не чувствуем присутствия Бога так, как может быть когда-то чувствовали Его в молитве. И тогда наши руки, как у Моисея, начинают уставать и опускаться. И молитва наша, к сожалению, в такой момент иногда становится менее интенсивной, более редкой или вообще не происходит. Но очень важно помнить, что в молитве нужно искать не приятных ощущений и чувств, а, прежде всего, присутствия Божия.

Та же неотступная вдова из притчи. Давайте задумаемся, что она испытывала, когда постоянно приходила к этому неправедному судье? Вряд ли она испытывала приятные чувства, когда раз за разом, а на ее месте любая другая женщина, даже не вдова, (еще раз напоминаю, что вдова была абсолютно отверженным членом общества), даже более состоятельная женщина, наверное, получая от этого судьи раз за разом отказ, уже бы отступилась, а эта приходила и приходила, и вряд ли ей было это очень приятно, может быть, даже чувствовала себя униженной, опустошенной. Уже надежда, наверное, в ней померкла, но она все равно приходила и просила. И это тоже для нас с вами, братья и сестры, пример в тех случаях, в тех ситуациях, в тех может быть периодах, этапах нашей духовной жизни, когда наша молитва тоже не приносит нам каких-то приятных чувств – быть неотступными и тогда.

И еще раз, что очень важно, фундамент такой молитвы – это вера, доверие Богу, доверие тому, что даже в этой сухости, даже когда мы не чувствуем Его присутствия, мы доверяем Ему, мы верим, что Он все еще слышит нас, что Он все еще близок каждому из нас.

Об этой вере, об этом фундаменте настоящей, истиной христианской молитвы говорит сегодня во втором чтении Апостол Павел, обращаясь к Тимофею, что Священное Писание умудряет нас во спасение верою во Христа. Вот еще один источник укрепления в нашей вере и молитве – это Священное Писание. И оно действительно может помочь нам стать тем фундаментом веры, которая оживит и нашу молитву.

Когда у нас с молитвой плохо, когда молитва не удается, откроем Священное Писание, попробуем молиться его строками, может быть из Псалмов, может быть из Нового Завета. Это действительно живой источник веры для каждого из нас. И будем просить сегодня Бога, чтобы Он укрепил нас Своей благодатью, чтобы даровал каждому из нас веру, которая стала бы надежным фундаментом молитвы и жизни каждого из нас. Аминь.

о.Даниил Радько

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 20.10.2019