«Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12,49) – говорит Христос. – «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12, 50)

Слова привлекают внимание, очень сильные слова. Огонь, который Христос пришел низвести на землю. Огонь некоторым образом связан, с одной стороны, со светом, с теплом, с другой стороны, и с неким разрушением, с исчезновением. «Желаю, чтобы этот огонь возгорелся». Потом говорит, явно этот огонь связан: «Крещением должен Я креститься». И когда Христос говорит о Своем Крещении, Он не имеет в виду крещение, которое Он уже принял от Иоанна Крестителя, но говорит о будущей Своей смерти на Кресте.

«Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится» (Лк 12, 50). Огонь, страдания, Крест. «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле?» (Лк 12, 51), – говорит Христос. Что значит: «думаете ли вы, что Я пришел, чтобы наступило везде спокойствие после Меня, вдруг наступит безмятежность, беззаботная жизнь? Нет, говорю вам, не мир пришел Я принести, но разделение». Разделение – то есть проблемы, трудности, которые возникнут. Проблемы, связанные с полученной верой и с требованиями, которые эта вера выдвигает или налагает на тех, кто верует в Иисуса Христа. Жить верой – это связано с трудностями, с проблемами. Жить верой – связано с крестом. И с другой стороны, жить верой должно быть чем-то похожим на огонь.

Жить верой – это борьба. Жить любовью – это тоже борьба. Когда мы говорим о том, что кто-то очень сильно любит, то предполагаем, что он и добивается того, что любит. Сколько романсов написано, сколько фильмов снято на такие темы, где есть влюбленные и много трудностей выпадает на их долю, много приходится им бороться. Борьба, которую должны вести влюбленные, чтобы быть вместе. Борьба, являющаяся борьбой с окружающими, которые противятся их любви; с родителями, с друзьями, с врагами, борьба даже с самими собой, чтобы наконец их любовь победила. Жить верой – значит также жить любовью к Богу. И означает борьбу. Борьба с самими собой – то есть со своими страстями, со своими греховными наклонностями, которые уводят нас от Бога.

Греховные наклонности, греховные привычки. Противостояние греху в себе самих, внутри себя и противостояние греху вне нас. Тому, что нас искушает, тому, что хочет вовлечь нас. Жить верой – это значит бороться. Бороться до смерти. Пример мучеников – это пример такой веры, такой любви. Мученик переводится как свидетель, свидетель веры, свидетель любви к Богу. Свидетель, который готов расстаться с собственной жизнью и так и поступает лишь бы не бросить Бога, не оставить Его, не оставить веру.

А мы? Мы оставляем веру, оставляем любовь к Богу ради разных вещей. Например, ради работы. Например, работы, которая обязывает нас ко греху, работы, на которой нужно обманывать или обсчитывать, красть. И это уже в плане вещей в той сфере, в которой человек работает. Или работы, которая не позволяет ходить в церковь, не позволяет никогда участвовать в воскресной Мессе, работы, которая не позволяет быть верующим. Требует, чтобы человек если хочет, верит, но чтобы это никак не отражалось, и он исполнял все вещи, все приказания, которые могут быть во многом противны совести и вере.

Оставляем веру и любовь ради работы, оставляем их ради уважения окружающих. Например, как часто стыдимся признаться в своей принадлежности к Церкви. Ради уважения со стороны окружающих не молимся или что-то еще, не ходим на Мессу, можем оставить Церковь. Оставляем веру ради любви к другому человеку. В каком смысле? Ради любви в кавычках. Случаи, когда христианин или христианка влюбляются и отходят от Церкви, потому что возлюбленный или требует греховных отношений, или не хочет, чтобы другой ходил в церковь.

Оставляем веру ради ложного мира с другими – с родителями, с друзьями, чтобы оставаться в более или менее нормальных отношениях. Идем на компромисс с миром, с грехом, готовы выкинуть белый флаг, сдаться перед миром, плотью и сатаной. Готовы уступить веру, уступить Бога, Христа, отступить от единства с Ним ради вещей второстепенных.

Христос желает, чтобы разгорелся огонь. Огонь Его любви, огонь, который Он пришел низвести на землю. Пламенная любовь, любовь к Богу – она решительна, она решает преодолевать все трудности, которые отделяют ее от Любимого, то есть от Бога. Значит, преодолевать грех, ложный стыд, конформизм. Пламенная любовь готова к борьбе, готова бороться за то, чтобы быть с любимым Господом. И если в нас еще нет такой любви, то будем разжигать ее, напоминая себе все те причины, которые склоняют, мотивируют нас любить Бога, напоминая себе о стольких дарах Божьих, которые мы получили, о делах Его, которые мы видим, которые Он совершает в нашей жизни. И прежде всего, вспоминая о Его страданиях, о том, чем Он сам пожертвовал ради нас.

О страданиях, которые претерпел любящий нас Господь ради нашего спасения. Во втором чтении мы слышали: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр 12, 1). Будем с терпением проходить через эту битву, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр 12, 2). Чтобы мотивировать себя, чтобы хотеть быть с Ним, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр 12, 2).

«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников» (Евр 12, 3). Подумайте о жертве Христовой, «чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр 12, 3). Чтобы нам не ослабнуть в этой битве, чтобы нам не ослабеть душами, не ослабеть верою, не ослабеть любовью. «Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр 12, 4). Вы еще практически ничего не сделали, вы еще даже не сражались. Готовьтесь к тому, чтобы сражаться, смотрите на своего Начальника. Смотрите на Христа, Который сражается за нас. Смотрите на Христа, Который пожертвовал Собой для нас, и сражайтесь вместе с Ним до крови, до смерти.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 18.08.2019