Жизнь во Христе или христианская жизнь, настоящая жизнь во Христе отличается от жизни других людей. Должна отличаться. Таким образом, что если наша жизнь не отличается, то что-то идет не так. Если мы мыслим так же, как люди мира сего, если у нас те же самые интересы, что и у людей мира сего, если мы стремимся к тем же целям, что и люди мира сего, если нас заботит то же самое, что и людей в этом мире, только это, те же страхи, те же желания, если все так же, если ничто нас не отличает, значит что-то очень не так. Жизнь во Христе – это жизнь другая, это жизнь новая.
В первом чтении мы слышали, говорит Бог: «Вот, Я делаю новое». Новое, что мир дать не может. Далее продолжает: «неужели вы не хотите этого знать? Неужели вы не хотите узнать, что Я вам приготовил? Что это новое? К чему Я вас готовлю, что хочу вам дать? Это новая жизнь, исполненная веры, жизнь во Христе. Неужели вам не интересно?» Это новое, нечто абсолютно другое: другой уровень, нечто, о чем можно только мечтать, если бы знать, что это существует. Нам сложно об этом думать, догадаться, что Бог приготовил для нас. Не видел того глаз, не слышало ухо, не ведал человек, что Бог приготовил любящим Его. «Вот, Я делаю новое. Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Я в пустынях дам воду, чтобы поить избранный народ мой». То есть нужно понимать: то, что Бог хочет мне дать, хочет дать моей душе, если новую жизнь сравнить с этим миром, со всеми его чудесами, со всеми его радостями, красотой. Если сравнить то, что Бог хочет дать, с тем, что уже есть, то это то же самое, как дорога в заросшей и нехоженой степи.
То есть если, когда начнется лето, через степь можно попытаться выйти, пройти пешком через засеянное поле, то это не так просто. Дорога, проложенная через степь. Это также можно сравнить с рекой в пустыне, водой в пустыне. В пустыне, где нет жизни, ничто не живет, пески, сухость и посреди пустыни – река, вода, которая всему дает жизнь. Человек, который идет через пустыню, надеется найти хотя бы оазис, то есть небольшой клочок этой пустыни, где где-то под землей близко есть вода и где что-то растет, где можно чуть-чуть покопать и найти источник воды. А тут находят реку – вода посреди пустыни. Это сокровище, которое Бог нам приготовил, настолько большое, что ради него стоит отказаться от всего прежнего, от всего старого.
Об этом пишет Апостол Павел сегодня во втором чтении: «Всё почитаю ущербом ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Фил 3, 8). Всё почитаю ущербом, все считаю потерей, все остальное для меня как потеря. Потерять жизнь, потерять смысл – не имеет значения – считаю, что стоит потерять все: все, что мир мне может предложить, я готов потерять. Потому что познание Христа, общение со Христом превосходнее.
Превосходнее во множество-множество раз. Продолжает Павел: «Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор» (Фил 3,8). Чтобы быть со Христом я отказался от всего и все почитаю за мусор. Что мы делаем с мусором? Нам жалко мусор? Некоторым бывает жалко, но, в основном, мусор мы выбрасываем. Наоборот, не хотим, чтобы он был рядом, чтобы он мешал. «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём» (Фил 3, 8-9). Найтись в нем значит в Нем обрести себя. Найти себя: меня, которого я потерял, которого у меня нет. Я еще должен себя найти, того себя, нового себя, которого Бог хочет сотворить. Значит, готов: для Него от всего отказался, все почитаю за мусор, чтобы приобрести Христа, чтобы быть со Христом, чтобы найти себя в Нем. «Чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил 3, 10-11). И чуть-чуть оговаривается Павел или делает такое уточнение: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или стал совершенным; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос. Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая старое и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил 3, 12-14). Забываю старое, оставляю старое, не хочу о нем больше помнить, стремлюсь вперед, к тому, что Бог мне приготовил.
Евангелие сегодня тоже немного говорит об этом пути. «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии» (Ин 8, 3). Женщину в прелюбодеянии, которая следует желаниям своей плоти, то есть ищет радости в этом мире, того, что этот мир может дать, тех наслаждений, которые этот мир может дать. А Христос спрашивает: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин 8, 7). Кто из вас без греха? Кто из нас без греха, кто не может поставить себя на место этой женщины? Иисус сказал ей: «и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8, 11). То есть, начни новую жизнь, оставь старое. Новая жизнь для грешницы, которая следовала желаниям своей плоти. Христос готов простить, но для этого нужно стать новым человеком, начать новую жизнь, встать на Его путь.
«Вот Я делаю новое». Будем и мы стремиться к этому новому, и просить, чтобы Он сделал нас новыми людьми, которые, забывая старое, движутся вперед, которые почитают ущербом все в этом мире, от всего отказываются, все почитают за сор.
о.Андрей Старцев.
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 07.04.2019