Вот уже третье воскресенье этого блаженного времени Великого Поста. Время Божьего милосердия. И Господь призывает нас принять Его милосердие словами, которые мы сегодня прочитали в этом отрывке Евангелия. И прежде чем читать Евангелие, мы в антифоне слышали эти слова: «Покайтесь!» – говорит Господь, – «ибо приблизилось Царство Небесное». Главная тема этого святого времени – обратиться к Богу и творить достойные дела покаяния. И чтобы говорить на эту тему, Иисус воспользовался событиями, которые случились в те дни. И события эти немного шокирующие, но так бывает. Не зря говорят, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И вот Иисус решил воспользоваться этими событиями, потому что к Нему пришли рассказать: «Иисус, Ты слышал, что произошло? Как брутальным образом Пилат подавил это восстание в храме, сколько человек погибло?» И перешли сразу на другую новость: «А Ты слышал, как башня Силоамская упала, побила 18 человек? Так неожиданно». Мы сегодня тоже могли бы продолжить и осовременить этот рассказ, сказать: «Иисус, а Ты слышал про этот трагический циклон «Идай» в Мозамбике в Африке, из-за которого погибло 732 человека на сегодняшний день, может быть, и больше. А Ты слышал, Иисус, как вчера неизвестные убили 110 пастухов в Мали? Неожиданно напали на них».
И тогда вопрос, как мы эти события интерпретируем. Чаще всего происходит, что мы думаем, что эти события никак не связаны с нами и что с нами этого не произойдет, потому что скорее всего такие страшные вещи происходят потому, что в этом есть кара Божья. Чем-то, может быть, эти люди согрешили и это заслужили. Но мы же праведные. Мы ничего плохого не творим, и с нами такого не случится. А вот Иисус говорит: «Если вы так думаете – вы обманываетесь, это иллюзия. Потому что и вы могли бы находиться в числе этих людей, которых застал врасплох этот циклон, например. И если не покаетесь, не обратитесь к Богу, тоже все так же погибнете». Иисус так говорит, потому что любит нас, он не пытается нас страшить, пугать. Это любящий нас Бог, Который говорит так прямо, чтобы с нами такого не случилось, и чтобы мы поняли, что обратиться к Богу, изменить свою жизнь – это не дело, которое мы можем оставить на когда-нибудь, когда будет время этим заниматься. Нет, надо сегодня.
Иисус этими словами и давая толкование этим событиям, говорит, что надо более серьезно подойти к углублению своей духовной жизни, что надо более серьезно начинать шагать по пути обращения к Богу. И он также дает нам понять, что самое худшее, что мы можем делать, – это закрыться от Бога и просто стоять на одном и том же месте и не двигаться вперед в духовной жизни, в пути обращения. Потому что именно это духовное бездействие – это то, что ведет к смерти нашей души. Но Бог дает нам это святое время покаяния.
Мы переживаем время Великого Поста. Это и есть то время, чтобы что-то изменить в нашей жизни, понимая, что должны быть в некоторых областях необходимые изменения: я не могу так дальше жить. И это значит конкретно – жить по Евангелию, жить по Заповедям. Моя жизнь, поскольку я говорю, что я верующий человек, я крещеный человек, не должна расходиться с Божьим Евангелием. Я должен что-то изменить, может быть, в моем образе молитвы, то есть в том, как я молюсь, как отношусь к молитвенной жизни. Я должен, может быть, измениться в том, что касается моего поведения. Потому что, может быть, мое поведение не соответствует поведению верующего человека. Или, возможно, я должен измениться в том, что касается моего отношения к работе, потому что я лентяй, потому что я не исполняю свою работу на совесть, потому что я не делаю свою работу как служение другим людям. Или, возможно, я должен измениться в том, что касается моих отношений с близкими: я продолжаю не разговаривать с ними, не прощать, обижаться, игнорировать. И что, так дальше будет? И вот каждый из нас в это святое время должен тогда серьезно задавать этот вопрос: «А в чем, в какой области необходимо обратиться к Богу?» И молиться о том, чтобы Бог мне это показал, чтобы это было не как я хочу, а как Бог это видит и хочет.
Это хотел Иисус сказать, когда пришли к Нему и рассказали об этих событиях. Но евангельский рассказ продолжается, и в конце мы услышали о Милосердии Божьем. Да, срочно, нельзя отложить обращение к Богу, но милосердие Божие ждет. Потому что Бог многомилостив, долготерпелив, ждет нашего обращения. Но Иисус через эту притчу о бесплодной смоковнице также дал нам понять, что да, милосердие Божие бесконечно, Его терпение тоже. Но это время не должно пройти даром, время для обращения, чтобы творить достойные дела покаяния. Если я понимаю, в каких областях необходимо изменить мою жизнь, я должен начинать сегодня.
Недавно дорогой мне человек, друг рассказал мне такое: «Пошел я на массаж. Лежал на столе массажиста, а массажист говорит мне: «Я не могу достать твои мышцы, тебе надо похудеть». «Знаете,» – этот человек рассказывает, – «в этот же момент я осознал, что уже начинаю худеть». То есть решил этот человек, что сейчас же начинает худеть, и через три месяца, более или менее, сбросил 14 килограммов. Завидно, да? Смотрите, как на него повлияли слова массажиста. И подействовали.
А вот Иисус нам говорит: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие». Как эти слова на нас действуют? Если бы слова Иисуса подействовали, как подействовали слова массажиста на этого человека! И тоже вопрос, как мы принимаем, насколько всерьез мы принимаем Божие Слово? И для этого время Великого Поста, чтобы также задаться вопросом, как я принимаю Божье Слово. Потому что сегодня тоже есть призыв, приглашение Иисуса: жить этой тайной Божьей.
Вы слышали первое чтение сегодняшнего дня – это встреча Моисея с Тайной Бога. Он просто был на работе, исполнял свои обязанности пастуха, увидел терновый куст, который горит, но не сгорает. Стало любопытно, подошел. А оттуда голос Божий: «Моисей! Моисей!» Потом начинается эта беседа между Моисеем и Богом. Бог открывает ему Имя, дает ему миссию. И это событие полностью изменило жизнь Моисея. Потому что Моисей никогда больше не был тем пастухом, которым был до момента встречи с Богом на этом месте. Это событие, встреча с Богом полностью изменила его жизнь. И на самом деле это то, что должно произойти и у нас. Насколько мы можем сказать, что мы познали Бога, встретили Его, если в нашей жизни мало что меняется. И вот это время Великого Поста – это то время, чтобы искать настоящую встречу с Богом, таким образом, чтобы наша жизнь тоже изменилась. Не потому, что мы этого хотим, а потому, что Бог может это делать силой Своего Слова, Своей благодати.
Тогда Бог Моисею открыл Имя. Потому что тот спросил: «Какое твое имя? Как я о Тебе буду говорить моим собратьям в Египте, чтобы их освободить?» И Бог ему открывает Имя. Это значит, что Бог хочет, чтобы между человеком и Богом было общение. Благодаря тому, что Бог открыл Моисею Имя, сейчас мы можем обратиться к Богу и общаться с Ним. Бог этого ищет, этого желает. И это то, что во время Великого Поста тоже должно обновиться: как мы с Богом общаемся, как эта тайна Его жизни влияет на нашу жизнь. Потому что наша проблема чаще всего в том, что в повседневной жизни, когда мы дома со своими, когда мы на работе, когда мы на учебе – иногда Бога как будто и нет. К такой встрече с Богом надо стремиться, чтобы это на всю жизнь нашу повлияло, и началась жизнь новая, обновленная – общение с Богом.
В заключение простой рассказ, который я давно читал, но всегда помню. Потому что вопрос такой: как же так происходит, что мы с энтузиазмом начинаем путь христианской жизни, особенно я хочу сказать тем, кто готовится к крещению. Но если смотреть на Книгу крещеных, приход наш должен быть полным, свободного места не должно быть. Конечно, можно сказать: «некоторые переехали в другие города, другие придут на вечернюю Мессу». Но тем не менее, если пройтись по Книге крещеных, сколько человек постоянствуют?
«И как так происходит?» – такой вопрос задал однажды в пустыне отец, один из тех, кто жил на севере Египта, встречая другого. Сказал: «Почему столько монахов решают посвятить свою жизнь Богу, идут в пустыню, а потом уходят? Как так происходит?» Мы могли бы так же сказать: «Как так происходит, что столько людей принимают крещение, а потом перестают ходить?» И вот что он ответил: «Знаешь, когда собака начинает преследовать зайца, она начинает громко лаять и бегает за зайцем. Когда это слышат другие собаки, они присоединяются, тоже начинают преследовать: бегают, все лают. Но через некоторое время те, которые присоединились и не видели зайца, думают: «А почему мы бегаем? Мы же никого не видели!». То есть устают и начинают по одной отставать, а преследование продолжают только те, которые видят зайца. И в христианской жизни то же самое. Постоянствуют, идут вперед, несмотря ни на что, несмотря на то, как жизнь будет складываться, потому что видят Иисуса, потому что встретили Его, как Моисей.
И к этой встрече надо стремиться, чтобы не быть, как эти собаки (извините), которые просто лают, но не видят. Просто идут, потому что кто-то о Боге когда-то говорил, что-то понравилось в церкви, и вот, решили присоединиться. Нет, так вера не созревает. Вера созревает, когда есть настоящая, подлинная, ежедневная, постоянная встреча с Иисусом. Просим тогда об этом в святое время Великого Поста.
о.Диогенес Уркиза
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 24.03.2019