ЕВАНГЕЛИЕ Лк 9, 28b-36

В то время: Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Иисус на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

 

Дорогие братья и сестры, сегодня второе воскресенье Великого Поста, и всегда в это воскресенье слышим в Евангелии чтение о Преображении Господнем. Тот праздник Преображения Господня в литургическом календаре у нас 6 августа. Но некоторые говорят, что сегодняшнее воскресенье больше подходит под этот праздник, чем та дата, то число, которое в августе. Потому что Иисус как раз находится по пути к Иерусалиму, и ученикам именно сейчас, когда мы переживаем Великий Пост и видим этот путь Иисуса на Голгофу, а еще больше нам, нужно, как тогда ученикам, увидеть Славу Господа Иисуса Христа. Он забрал их на гору Фавор, гору Преображения, чтобы открыть перед ними Свою Славу, Свой небесный облик, чтобы увидели Его прославленным именно для того, чтобы в будущем, когда Он взойдет на гору Голгофу и Его увидят скорбящим, униженным, избитым, умирающим, распятым на Кресте, – они тогда не потеряли веры, что это Иисус, что это Бог умирает на Кресте, что Он все может, но хочет отдать Свою жизнь, что не случайно Иисуса поймали, осудили, вынесли приговор и убили. Что Он отдает Свою жизнь, и что это тот же Самый Иисус, Который преобразился для них и показал Свою Небесную Славу.

Нам, дорогие, также нужно видеть Славу Господню. Может, не всегда получается сверхъестественным образом переживать это в нашей жизни. Но я думаю, что у каждого в жизни есть хотя бы один момент, когда Бог каким-то образом нас коснулся, показал нам Свое присутствие. Не только существование, но показал нам, что Он находится с нами, что Он близок нам, что Он нам помогает, чтобы мы видели Его Славу. Потому что, когда будем переживать наши страдания, сомнения, проблемы, чтобы также в страдающем Христе увидеть того же Христа, Который является Богом. И поэтому именно такие события сегодня на нашем великопостном пути, чтобы мы, во-первых, увидели это Преображение, во-вторых, чтобы услышали этот голос, который также звучал, когда было Крещение Господне: «Сей есть Сын мой возлюбленный. Его слушайте» (Лк 9, 35). И, в–третьих, чтобы поверили, что наше преображение, преображение нашей жизни также является возможным. Что мы сейчас уже соблазняемся своими грехами с тем, что мы чего-то не можем, не можем что-то поменять, не можем в чем-то исправиться.

Может быть даже спустя две недели этого Великого поста у нас уже есть сомнения. Приняли какие-то постановления, а не получается, и вообще ничего в жизни не меняется: «я думал, что будет так, а происходит совсем по-другому». И так далее, и так далее. И поэтому Преображение Господне нам нужно, чтобы мы не забыли, для чего живем на этой земле, что это наш путь через эту земную жизнь.

Во втором чтении мы слышим слова, что являемся гражданами Небес, что наше место, наш дом на Небесах. Опять это стремление к Небесам, чтобы человек не привыкал слишком к этой земной жизни. Конечно, условия нашей земной жизни нужно улучшать, нужно менять, нужно стараться, и так далее, но мы не останемся здесь навсегда. И об этом нам сегодня говорит Святой Апостол Павел.

А также в это воскресенье особенным героем, особенным примером веры, постоянства является Авраам – отец веры. И сегодня такие особенные чтения из жизни Авраама, когда Бог избрал его, дал ему много обещаний. И опять Авраам слышит эти слова. Читаем, что Бог вывел Авраама вон, вывел его из шатра, где он жил, отдыхал, вывел его на улицу, чтобы он мог посмотреть на небо, чтобы мог увидеть звезды. Насколько это важно, чтобы не остаться только в своем шатре, в этом закрытом домике. Этот шатер – символ нашей закрытой жизни, мы его себе построили, и часто из-за этой нашей жизни, из-за этой крыши, которая нас как-то ограничивает, мы звезд не видим. Мы не способны увидеть небо. И для нас случай с Авраамом также может быть примером, что нам нужно смотреть на небо, нам нужно разговаривать с Богом, нам нужно молиться, открыть пространство нашей жизни, чтобы не остаться только внутри себя. Чтобы искать Господа Бога и не останавливаться только на том, что земное.

Сегодня Авраам слышит: «Бог сказал Аврааму: сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков» (Ср Быт 15, 5). Посчитай звезды, столько будет у тебя потомков. От тебя будет большой народ. И Авраам, уже пожилой человек, уже имел право сомневаться. Сколько этих обещаний Бог ему уже дал, что от него будет большой народ, что он наследует землю. И ничего еще не произошло, эти обещания еще не исполнились, а он уже пожилой человек и даже может сомневаться, что хотя бы один потомок у него будет.

По-человечески это обещание было каким-то абсурдом. Биология и логика показывают, что невозможно, чтобы это исполнилось. А Авраам, слышим из книги Бытия: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6). Логика и, как говорится, здравый смысл, показывают, что это невозможно, но Авраам поверил Господу. И слышим короткий комментарий: «Господь вменил ему это в праведность». Именно в этом пример веры этого человека, который несмотря на обстоятельства доверился Господу Богу и не ошибся. Господь может все. Невероятные обещания, невозможные для исполнения по-человечески, и великое доверие Господу Богу.

Я помню в моей молодости, еще до духовной семинарии, нашел книжку по-польски, автор Зофья Коссак-Щуцкая (Zofia Kossak-Szczucka), – «Przymierze» («Завет»). Вся книга про Авраама, про его историю. Не много из неё помню, но помню эпизод, как она литературным языком пишет про явления, которые были у Авраама, когда он со своей семьей, со всем имуществом, этим караваном путешествует в направлении, которое Бог ему показал, и вдруг у него появилась такая благодать посмотреть на себя сверху. Как бы поднялся на каком-то, как говорится сегодня, дроне (сегодня это возможно без проблем: держим телефон в руках, врубаем дрон и видим себя, как мы путешествуем). Но тогда это было невозможно, у него были такие явления. И он понимает, что путешествует в неизвестном направлении, какое Бог ему показал. И нет никаких доказательств, что он правильно делает, но в сердце он чувствует, что не ошибается, что правильно, что он Бога послушал. Нет никаких особых человеческих показаний, но сердце показывает ему, его чувства, его вера, что он уверен на 100%, что делает правильно. Хотя для других, может быть, это было безумным.

Я думаю, что нам нужна такая вера в жизни, чтобы мы это чувствовали, но не только чувствовали, потому что чувства – это чувства. Чтобы в нашей голове, в нашей воле было осознание и уверенность, что мы не ошибаемся, что мы послушали Господа Бога. Что мы находимся в храме, что мы вышли из этого нашего домика и приходим сюда, чтобы открыться Небесной жизни, тому, что нам это направление показывает Господь Бог.

Однажды я слышал такой рассказ. В одной деревне был хозяин, жил со своей семьей, и когда-то ему повезло, были у него средства и купил хорошего, мощного коня. И жители этой деревни, его соседи, знакомые видели, что у него есть такой конь: достойный, большой и сильный – такого еще не видели в этой деревне. Однажды пришли к нему и говорят: «Тебе повезло. Ты приобрел такого коня. Ты сейчас, можно сказать, самый крупный хозяин в нашей деревне, все тебе завидуют. Наверное, ты быстро можешь обработать свое поле, и кроме этого, еще будешь зарабатывать этим конем у других». Этот мужчина отвечает: «Не знаю, повезло мне – не повезло, богатый я – не богатый. Я все доверил Господу Богу. Дело не в этом коне». Прошло несколько лет и однажды его сын, уже почти взрослый парень, чистил этого коня, находился около него, и вдруг этот конь пнул его с такими последствиями, что сломал ему ногу в бедре. Это парень потом лежал с температурой, болел, нога не хотела срастаться, и приехал врач, сказал, что она уже правильно не срастется, что он будет хромым. И великая такая скорбь. И опять пришли к нему соседи и сказали: «Видишь, проклятый этот конь, которого ты купил. Потому что из-за этого твоего великолепного коня пострадал твой сын. Лучше, чтобы не было у тебя этого коня, потому что он на всю жизнь сделал инвалидом твоего сына». Мужчина отвечает: «Не знаю, он проклятый – не проклятый, совсем неважно. Я и моя семья будем доверять Господу Богу. Все, что Господь даст, – будет. Я не буду слушать ваших советов, никого не буду проклинать» И опять они жили спокойно, нормально. И вот пришла война, и приехали солдаты военкомата и всех парней из этой деревни забрали на войну. Остался только сын этого мужчины, потому что он был инвалидом, хромал на ногу, и остался дома. Спустя несколько месяцев приходит информация, что этот отряд, в который попали парни из деревни, оказался в какой-то горячей точке, в битве, и все погибли. Никто не остался живым из этой деревни. И великий плач в этой деревне, и опять через несколько дней приходят к этому хозяину и говорят: «Видишь, Бог тебя благословил, что у тебя есть этот конь. Если бы не этот конь и не тот случай, твой сын не был бы сегодня инвалидом, но был бы также мертв, как наши сыновья. Благодари Бога за этого коня». И мужчина отвечает так же: «Не знаю, что с этим конем, это совсем неважно. Я знаю, что я и моя семья будем доверять Господу Богу». И это самое главное в жизни.

Братья и сестры, думаю, что для нас это такая сказка, возможно, что это произошло в реальной жизни, но такое очень часто происходит в нашей жизни, что мир нам подсказывает, чтобы один раз мы как-то сомневались, а другой раз были благодарны Богу, чтобы все было построено на чувствах, чтобы просто человек слушал этот мир, а не Господа Бога. А человек верующий, пример которого мы слышим в этом рассказе и прежде всего в Книге Бытия, пример Авраама, он знает, что должен доверять Господу Богу и смотреть на Небеса, не сомневаться в своей вере, независимо от того, что происходит. Потому что Бог нам показывает, что Он существует, Он находится близко к нам и призывает нас к другой жизни, другому мышлению, другой реальности.

Я год назад был в Польше на духовных упражнениях, и тогда умер известный польский режиссер – Антони Краузе. Их было двое братьев, один уже раньше умер, второй – в прошлом году, и я вспомнил, что десять лет назад было интервью с этим режиссером, он там говорит про фильм, который сделал недавно, и говорит журналистке о случае, который с ним произошёл в 2000 году. У него был приступ, возможно, инфаркт, и он попал в больницу, забрали его из дома на скорой помощи и очень серьезное что-то с ним было. И он говорит: «я чувствую, что я умираю, что это конец. И вдруг, как будто потерял сознание физически». Но все осознает, все помнит, говорит: «в какой-то темноте ведут меня через коридор, и вот я оказываюсь в помещении. Никого больше нет, несколько дверей в этом помещении, и когда я умирал, я чувствовал примерно так: «Господи! Зачем ты меня сейчас забираешь? В жизни у меня уже ничего хорошего не будет, конечно, но моя только что дочь вышла замуж, она ещё учится в институте, мы хотим ей помогать, жена заболела, то, это. Я так подумал, что еще нужен здесь». Но потом, когда все это произошло, когда этот путь он прошел, и находился в каком-то помещении, разговаривал с какими-то личностями, не один был, больше. И он уже там почувствовал себя очень хорошо, счастливым. Уже не хотел возвращаться и нет сомнений, Бог решил – конец жизни, больше туда не вернусь. Единственное желание у меня появилось, говорит, чтобы открыли передо мной эти двери. Я хочу туда попасть, больше ничего не хочу. Все, что со мною было, я уже почти забыл. Но эти двери передо мной не открываются. И слышит голос: «ты еще не заслужил, чтобы туда войти». Он говорит: «Ну, не заслужил, может, но, пожалуйста, откройте мне, я уже на землю не хочу возвращаться». И это голос говорит ему: «А ты вспомни хотя бы одно хорошее дело, которое ты на земле сделал. За что мы должны тебя туда пустить?» Говорит: «Не знаю, но однажды я помню, что мы летом отдыхали с друзьями на озере, и там один парень тонул. Я этого не помню, но недавно мне мой друг эту историю напомнил. Я вроде бросился в воду и этого парня выловил. Недавно мне мой друг это сказал. Он там, с вами, он же умер, вы его спросите, он подтвердит, что я правду говорю». И этот голос отвечает: «Нет, ты вернешься на землю, еще сделаешь что-нибудь хорошее». И тогда, он говорит, у меня появилось такое чувство, что никто мне в жизни не сделал такой подлости, как этот голос, который мне сказал (Божий голос), что я должен вернуться. Никто меня так в жизни не обманул и не оскорбил. И говорит этой журналистке: «Я уже 10 лет живу и каждый день живу уже как бы не на земле, как бы уже в том направлении живу. И знаю, что нельзя мне сомневаться, что Господь меня там ждет. Я уже свою работу сделал. Конечно, не то, чтобы надо хвастаться какими-то хорошими делами, за которые меня должны взять на Небеса, но моя жизнь сейчас выглядит совсем по-другому. Я уже не боюсь смерти».

Братья и сестры, думаю, что нам нужно, может быть, даже в таком общественном, семейном, церковном значении, то что мы как-то в последнее время где-то потеряли, также возвращаться к этим важным церковным традициям, чтобы читать, следить, искать эти хорошие истории из жизни святых людей, так скажем. Не то, чтобы быть постоянно в поисках и там искать каких-то сверхъестественных вещей, доказательства: такие-другие, но это было хорошей традицией в семьях, когда еще не было телевизора, интернета, никто не знал, что может быть такое. Но семья собиралась, читала Библию, читала рассказы о жизни святых. Конечно, у нас сейчас намного больше возможностей, но сколько мы посвящаем времени тому, чтобы хотя бы послушать других? Послушать свидетельства другого человека, который почти прикоснулся к Господу Богу. То, что слышим в храме на проповеди, в Чтениях в Церкви – это только приглашения, чтобы нам еще больше хотелось искать Господа Бога.

Поэтому пусть для нас сегодня это воскресенье, которое отмечаем, второе воскресенье Великого поста, будет таким приглашением, чтобы мы хотели идти вперед к жизни Небесной. Не то, чтобы быстрее она наступила, но, чтобы мы хотели искать Господа Бога, жить мечтой об этой земле, об этих Небесах обещанных, которых мы никогда не видели, но тайна которых заложена в наши души, что Господь Бог именно нас к этому приглашает. И чтобы мы верили, что преображение нашей жизни является возможным, что Бог может нас преобразить, и мы можем в этом плане с Ним сотрудничать, чтобы Он нас преобразил, и мы стали достойными этой Небесной жизни, к которой Он нас приглашает.

о.Пётр Лахета

Послушать проповедь о.Петра Лахеты можно по ссылке II воскресенье Великого поста