ЕВАНГЕЛИЕ Лк 21, 25-28. 34-36

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Сегодня мы начинаем время Адвента. Первое воскресенье и первая часть Адвента посвящены особому ожиданию, ожиданию Господа, Господа грядущего – то есть Второго Пришествия Христова. Мы ожидаем исполнения замысла Божия. И нужно задать себе вопрос: «Действительно ли мы этого ожидаем»? Скажем, в теории – «да!», мы знаем, что надо этого ожидать. Но если посмотреть на свою собственную жизнь и задать себе вопрос: «Куда устремлена моя жизнь?» То есть, каковы мои стремления, какие цели я ставлю перед собой? Где находится цель моей жизни? В чем она находится? В жизни вечной, в новом мире, который грядет со вторым Пришествием Христовым? Жажду ли я прихода Христа?

То есть сам в себе я жду, что придет Христос? Не просто жду, как можно ждать на автобусной остановке прихода автобуса, но жажду ли я прихода Иисуса Христа? То есть нужен мне Его приход? Ожидаю я Его с томлением, или нет? И ли наши жажды обращены к другим вещам, к вещам земным, нам чего-то земного не хватает? И поэтому можем спросить себя словами Евангелия, которое мы сегодня слышали: «наше сердце не отягощается ли объядением и пьянством, заботами житейскими?» То есть мирскими заботами, мирскими радостями, не в них ли мы ищем цели своей жизни, какие-то утешения?

Церковь ждет Христа, и мы вместе с Церковью ждем Христа, и вся жизнь Церкви пропитана этим ожиданием прихода Иисуса Христа, Его Второго Пришествия. Катехизис Католической Церкви об этом пишет достаточно пространно, то есть во многом об этом говорит. Например. «Церковь совершает тайну Христа «доколе Он придет» и «будет Бог все во всем» (1 Кор 11, 26; 15, 28). – слова такие странные, но, например, «Церковь совершает, или исполняет тайну Христа. Церковь живет тайной Христа». А тайна Христа в чем заключается? Она заключается в том, что Он искупил наш, весь, род человеческий. Но это искупление сейчас находится в процессе достижения своей полноты во всем. И Церковь живет этим ожиданием, живет вместе со Христом, живет в единении со Христом, живет Иисусом Христом, доколе Он придет и будет Все во всем. Уже с апостольских времен литургия устремлена к своему концу через стон Духа в Церкви: «Марана-фа!» (1 Кор 16, 22), то есть «Гряди, Господи!» «Гряди, Господи! Приди, Христе! Приди наконец!» То есть, пусть настанет Твое Второе Пришествие.

Но когда мы думаем: «Пусть настанет Твое Второе Пришествие», – у многих срабатывает уже голливудский перенос. «Второе Пришествие – это конец света, конец света – это катаклизмы. Не хотим катаклизмы. Не хотим Второго Пришествия». Но Церковь, наоборот: «Гряди, Господи! Приди, не замедли. Приди скорее».

Литургия тоже участвует в этой тайне Христа и в желании Иисуса Христа. Иисус Христос, когда устанавливает таинство Евхаристии, говорит Своим ученикам: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху (…), пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк 22, 15–16)» То есть Пасха, которую мы совершаем во время Литургии, во время Евхаристии святой Мессы – она уже направлена на приход Иисуса Христа, ожидает Его. Во время святой Мессы Церковь уже получает задаток своего наследства – того, что мы ожидаем. Она уже участвует в жизни Вечной, ожидая явления славы Иисуса Христа.

Святой Фома Аквинский, когда говорит в одном из мест о Литургии, пишет так о Мессе: «Это таинство, то есть Евхаристия – есть знак, который совершает три вещи: Первая – он напоминает нам о том, что предшествовало, то есть жертве Христовой, совершенной на Кресте, напоминает дело это присутствующим сейчас; Второе – он делает явным этот знак, это таинство, то есть делает явным сейчас являет то, что уже происходит в нас, то, что уже совершается Страстями Христовыми – а это благодать – то есть, особая Божья помощь; Третье – он – пишет Фома Аквинский, – прогнозирует – а потом уточняет – я хочу заранее сказать, заранее предвещает грядущую славу». Прогнозирует грядущую славу, по–латыни это будет Prognosticum. Мы сразу думаем о прогнозе погоды, то есть прогнозирование – может случиться, может не случиться. Prognosticum – это латинское слово, которое можно перевести – «знание перед», то есть предвидение уже сейчас того, что еще должно исполниться. Знание, обладание уже сейчас тем, что еще должно совершиться.

На Тайной Вечере Господь Сам обратил взгляд Своих учеников на совершение Пасхи в Царствии Божием, Он говорит: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Поэтому Святая Месса сама по себе уже тоже требует прихода Христова. Так, например, в Святой Мессе мы произносим эти слова, отвечая на возглас: «Велика Тайна нашей веры». Мы поем, например, «Христос умер, Христос Воскрес, Христос придет вновь!», или другая формулировка – «Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твое исповедуем, ожидая пришествия Твоего».

То есть мы ожидаем пришествия Господня, значит, мы должны действительно ждать Его, действительно жаждать Его прихода. И время Адвента, которое сегодня мы начинаем, – это время, когда нам нужно особым образом постараться напомнить себе самим ожидать прихода Господня. А значит, очистить наши сердца, чтобы они не отягощались «объядением, пьянством и заботами житейскими», чтобы они были жаждущими Господа. Поэтому время Адвента – это время, когда можем особым образом думать о том, как улучшить и свою духовную жизнь, и жизнь молитвенную, какие постановления себе сделать, какие решения принять на это время, чтобы действительно прожить его в ожидании прихода Христова. Не просто прожить это время, а обновить это ожидание, эту жажду: когда же мой Христос и Господь придет.

О. Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь о.Андрея Старцева 02.12.2018