Сегодня, как мы услышали во вступительной молитве, Церковь празднует тайну освящения – освящения Церкви во всех народах. Поэтому торжество сегодняшнего дня действительно великое, и мне кажется, что каждый из нас должен приложить какие-то усилия, чтобы это понять. Потому что если смотреть на наш литургический календарь, у нас есть такое: с радостью готовимся к Рождеству, еще больше, может быть, к Пасхе, ждем и потом празднуем. А к Торжеству Пятидесятницы нет такой подготовки, и, возможно, оно несильно отличается для нас от других воскресений. А это неправильно, потому что без Пятидесятницы не было бы и Церкви. Кем были эти ученики, собранные в этом доме, в горнице Иерусалима, до сошествия Святого Духа? Просто группой верующих, испуганных людей. И только тогда, когда снизошел на них Святой Дух, они стали Церковью, они стали Божьим народом. Потому что, как мы слышали в первом чтении сегодняшнего дня, было много просто любопытствующих людей, которые подошли посмотреть, что происходит. И на них тоже снизошел Святой Дух. И вот Он, Дух святой, сделал их Божьим народом.

Торжество Пятидесятницы действительно очень важно для нашей духовной жизни. Сегодня вспомним маленький пример. Девять лет назад Анвар и Вероника в день Пятидесятницы получили освящение их любви и стали семьей. До этого момента это были отдельно взятые люди. И Церковь также становится семьей, становится народом Божьим, когда Святой Дух освящает людей. Пятидесятница – Торжество рождения Церкви. И это то, где мы стараемся быть народом Божьим. Мы очень разные, и по воспитанию, и по происхождению, много у нас может быть различий, и только Святой Дух может сотворить чудо, которое делает нас общиной, Церковью.

Сегодня читали также во вступительной молитве: «Ниспошли всему миру обильные дары Святого Духа и соверши в сердцах верующих те дивные дела, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия». Это значит, что тайна Пятидесятницы не закрыта, она продолжается, она становится актуальной особенно через празднование Пятидесятницы и через Евхаристию. О каких дивных делах идет речь? То есть Церковь учит нас молиться так: «Боже, сотвори еще раз эти дивные дела, которые были у истоков Церкви, когда все началось». А какие это «дивные дела»? Мы только что это услышали. Были те люди в небольшой комнате, испуганные, вдруг как будто землетрясение, сильный ветер – и Дух, который снизошел на каждого. И это подчеркивается – для каждого разные дары. И таким образом произошло это освящение.

Это первое дивное дело, которое тогда произошло. И того же мы просим и сегодня – чтобы Святой Дух снизошел на нас. Но Он сначала создает  разнообразие, потому что у каждого свой дар. Но эти дары все-таки ведут к единству. Это то чудо, которое творит Святой Дух, умеющий создавать единство во многообразии. Люди остаются разными по характеру, культуре, образованию, дарам, но тем не менее едиными. Сегодня в префации мы услышим, что Святой Дух соединил множество языков в исповедании единой веры.

Все эти зеленые ветки, которыми сегодня украсили храм, напоминают нам о новизне жизни, об обновлении. Это обновление, эти дары способны делать так, чтобы мы научились общаться друг с другом, делиться. Это и есть единство согласно Богу, согласно Святому Духу. Иногда полезно размышлять о том, что слишком часто мы можем стремиться к разнообразию, но без единства. Это больше всего распространено сегодня. Это очень сильный индивидуализм, каждый хочет быть собой. И надо быть собой, но при этом надо стремиться к единству. Это то, что Святой Дух создал тогда.

Все люди разные, но исповедуют единую веру. Это многообразие без единства происходит, может быть, когда мы слишком подчеркиваем свое и думаем, что единственное, что имеет значение – это мы, и все должно быть, как мы хотим. Мое мировоззрение, мое видение – все должно быть только так. А когда не так, я не согласен и не принимаю. Это, на самом деле, искушение во всяком обществе, но в церковном. Единство, согласно Святому Духу, – это то самое чудо, единство во многообразии. А другое искушение, другая трудность, с которой мы сталкиваемся, когда стараемся стать Церковью, Божьим народом, Божьей семьей, – это единство без многообразия, когда хотим чтобы все были одинаковыми. Попыток в истории было много: и чтобы все молились одинаково, и чтобы все выглядели одинаково. Нет, это не по Духу Святому. В Церкви есть место для всех, для всех харизм, для всех даров. И новые харизмы, новые дары появляются постоянно, потому что Святой Дух продолжает снисходить на каждого.

Тогда, когда мы молимся сегодня: «Ниспошли всему миру обильные дары Святого Духа», мы просим о том, чтобы мы сами научились принимать это единство согласно Богу. Чтобы не пытались стать мерой для других, чтобы научились распознавать на самом деле действие Святого Духа и в нас самих, и в других, и приняли это. И это, в том числе, означает убрать из нашей среды сплетни, зависть и все то, что ведет к разрушению единства. Наша конкретная задача, которую нам дает Святой Дух, – это созидать единство в многообразии. Он соединил множество языков в исповедании единой веры. Это первое «дивное дело», которое мы видим, если внимательно читаем первое Чтение.

Но есть еще одно, что нужно для того, чтобы стать новым народом, новой Божьей семьей – чтобы наше сердце обновилось. Потому что не получится новый народ из старых людей, первое обновление, первое возрождение должно произойти в нас. Это обещание тоже Ветхого Завета: «Я дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас» (Иез 36:26). И это пророчество осуществляется, когда Господь посылает Своего Духа и когда мы принимаем Святого Духа.

Еще раз внимательно прочитаем последние слова этого отрывка, который отец Андрей так красиво пел сегодня, «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22-23). Первый эффект принятия Духа Святого – это прощение. Значит для того, чтобы созидать Церковь, необходимо прощение. И принять прощение Божье, и предложить другим прощение, и принять от них. Иисус ниспослал Своим ученикам и всем, собравшимся в горнице, Дух прощения. Он дал им Духа Святого для того, чтобы между ними было прощение, чтобы они учились прощать друг друга. Сколько раз это будет необходимо?

Сегодня в Пятидесятницу хотелось бы, чтобы эта истина проникла в нашу жизнь, в наше сердце. Не созидается Церковь без прощения, как не созидается без прощения семья. И никакое общество не может идти вперед, развиваться без прощения. Потому что это тот Дух, который Иисус вложил в сердца учеников, – Дух прощения. Прощение – это смесь, необходимая, чтобы объединить кирпичи для созидания Божьего здания. Без прощения не созидается Церковь. Прощение, которое мы должны принять в первую очередь, потому что иногда удивляемся, говоря: «Он даже не извинился!», когда нас обидели, когда происходит недопонимание, иногда хочется спросить: «А ты бы принял его извинения, если бы он извинился?» – «Не знаю, возможно, нет». Иногда нам нравится быть немножко обиженными. И вот тогда в ответ на вопрос о том, хотим ли мы на самом деле созидать такую Церковь, церковную общину, начинаем с принятия этого Духа, дара, который Иисус вложил в сердца учеников.

Сегодня, празднуя Пятидесятницу, с более глубоким осознанием можем еще раз повторить вступительную молитву: ниспошли всему миру, ниспошли каждому из нас обильные дары Святого Духа, соверши в сердцах наших те дивные дела, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия.

О. Диогенес Уркиза

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 20.05.2018