Сегодня мы празднуем воскресенье Доброго Пастыря. Добрый пастырь – пастырь, который ведет свое стадо, своих овец. Можем, чтобы немножко больше размышлять об этом, посмотреть на росписи, которые есть у нас в алтарной части храма. Тут есть агнцы, овцы. Есть, во-первых, двенадцать: шесть слева, наверху арки; шесть справа. Есть еще один агнец над средней аркой. Об этом Агнце мы знаем, что это Иисус Христос. Агнец, бок которого пронзен и мы видимо, что оттуда изливается кровь, то есть Агнец жертвенный. Со знаменем Победы, потому что жертвою Своею Он нас искупил и Воскрес. То есть, видим Иисуса Христа среди этих агнцев. И мы понимаем, что тот, что в центре наверху, – главный. Он наверху, в центре, а остальные идут к Нему и идут за Ним. Таким образом, в некотором смысле, тут отголоски Евангелия, которое мы сегодня слышали.

Мы слышали в Евангелии, что Христос называет Себя Добрым Пастырем. Сегодня мы читали Евангелие от Иоанна. В том же Евангелии от Иоанна в другом месте об Иисусе Христе говорится другое. Иоанн Креститель говорит, указывая на Христа своим ученикам: «Вот Агнец. Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира». То есть Иисус Христос с одной стороны, Пастырь, а с другой стороны – Агнец. Как это может быть? «Пастырь добрый жизнь Свою полагает за овец» – говорит Иисус Христос. Отдать свою жизнь за других значит принести себя в жертву, пожертвовать собою. Приносить себя в жертву, или быть принесенным в жертву – это дело Агнца. Этот Агнец символизирует жертву, агнцев, которых закалали во времена Ветхого Завета в жертву за грехи. Тогда мы можем сказать: Иисус Христос – Добрый Пастырь потому, что Он добрый Агнец, что Он Агнец Божий. Пастырь и Агнец одновременно. Хоть и звучит это странно.

В воскресенье Доброго Пастыря мы молимся о призвании к священнической и монашеской жизни, молимся о тех призваниях, которые уже есть, то есть о священниках, о монахинях, о монахах. Молимся о новых призваниях, молимся о том, чтобы священники были добрыми пастырями. Молимся, чтобы монахи и монахини достигали святости в своем призвании. Однако, в некотором смысле, мы молимся о том, чтобы они: священники, сестры были также добрыми агнцами. Что это означает? Быть агнцем означает слушаться своего Пастыря, слушаться Христа, следовать за Христом. Но быть агнцем также означает быть жертвой, быть готовым принести свою жизнь в жертву за других. В жертву Богу. И это то, что в принципе должны делать и делают священники и монахини.

Мы молимся о том, чтобы и священники, и сестры как хорошие, добрые агнцы, овцы, шли за главным Пастырем – Иисусом Христом. Иисус Христос говорит: «Овцы Мои слушают голос Мой и идут за Мною». Они должны, прежде всего, идти за Христом. Но, идя так и уподобляясь Христу как Агнцу, они уподобляются также Иисусу Христу как Пастырю. Священники должны исполнять роль пастырей. К этому делу призвал их Христос и Церковь. Сестры также своими молитвами, своим примером, а также своими делами, апостольской деятельностью участвуют в этой миссии Христа – Доброго Пастыря. Но, как мы сказали, чтобы быть добрым пастырем, нужно быть и агнцем, который жертвует собою ради спасения многих.

Поэтому и сегодня помолимся, чтобы все мы следовали Доброму Пастырю – Иисусу Христу, и чтобы, как Добрый Пастырь – Пастырь и Агнец Божий – Иисус Христос, и мы тоже полагали жизнь свою за людей.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 22.04.2018