Сегодня богослужение во многом наполнено моментами тишины, то есть, все творение должно утихнуть перед лицом великой тайны, которую мы сегодня вспоминаем, которую Церковь сегодня празднует. Тайну нашего искупления, тайну любви Христовой, тайну жертвы, которую Он принес для нашего спасения. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32) – говорил Христос перед Своими страданиями. «Всех привлеку к Себе, когда вознесен буду от земли». И те, кто объясняет, интерпретирует Священное Писание, говорят, что это момент Распятия, когда Христос вознесен от земли на Кресте.

Святой Фома Аквинский говорит: «Ничто не разжигает так любовь, как осознание, что ты любим». То есть мы сильнее полюбим человека, когда осознаем, что он нас любит. А здесь, на Кресте, мы видим Христа, Который любит, Который любит нас. Его любовь явлена совершенным образом на Кресте. То есть более того, что Христос совершил на Кресте, нельзя совершить. Больше показать свою любовь невозможно. Эта любовь Христова привлекает к Нему. То есть, взирая на Христа Распятого, тем самым мы понимаем, мы ощущаем это влечение к Нему. «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32).

Крест Христов, любовь Христова понуждают ответить любовью на Его любовь. Крест – это проявление любви, Крест – это выражение любви. Любовь, которую мы не видим в другом человеке, и тем более не можем увидеть в Боге напрямую, мы видим на Кресте, мы видим в поступках. Крест – это воплощение любви. То есть без Креста сложно было бы сказать, какова любовь Божья к нам. Видя Христа Распятого, мы теперь можем понять, мы видим воплотившуюся любовь Божью. Любовь воплощается в жертвах, которые она приносит ради того, что любит. В жертве, которую, например, мы приносим ради тех вещей, которые нам нравятся, или ради людей, которых мы любим. Чем больше мы готовы пойти на жертвы ради какого- либо человека, тем больше является наша любовь, тем более наша любовь сильна. Любовь являет себя на Кресте, в жертве.

Когда мы говорим о любви Христовой, когда мы смотрим на Христа Распятого, когда мы благодарим за Его любовь, то мы пытаемся осознать, принять любовь Христову. Или по-другому, позволить Христу любить нас. Позволь Христу любить тебя – это значит позволь, или пойми, прими эту Его жертву за тебя. Позволить Христу любить тебя значит позволить Ему страдать за тебя, позволить Христу принести Жертву за тебя.

Нам не хочется об этом думать, потому что тогда мы должны признать, что мы грешники, что мы в некотором смысле виноваты в этой жертве, в этой несправедливости, которая со Христом произошла. Но позволить Христу любить нас, значит позволить принести жертву за нас. Ибо настоящая любовь всегда есть жертва. «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32).

С Креста Христос привлекает нас к Себе. Что ещё это означает? С Креста Христос привлекает нас к Своей любви, то есть привлекает нас, ведет нас к тому, чтобы мы тоже Его любили, как Он любит нас, чтобы мы воспламенились этой любовь, ибо «ничто не разжигает в нас так любовь, как осознание того, что мы любимы» (Фома Аквинский). Христос с Креста привлекает нас к Своей любви, а значит, и к тому, что связано с любовью – к жертве, ко Кресту. Это значит, что Он привлекает нас не просто к Себе, но привлекает нас и ко Кресту, чтобы мы, соединившись с Ним, соединились и с Крестом Его.

Крест – это тот час, ради которого Он и пришел. Он много говорил: «Не наступил еще час Мой», или «грядет час Мой, наступает час Мой». Поэтому Христос пришел для того, чтобы умереть на Кресте. И мы не можем думать о Христе без Его Креста, без Его Жертвы. Можем сказать: «Нет Христа без Креста». Хотя нам и хотелось бы обрести Христа Господа, не страдая, без креста, без жертв с нашей стороны. Если мы хотим соединиться со Христом, если мы хотим возлюбить Его, как Он любит нас, то нам нужно соединиться и с Крестом Его, и с Жертвой Его, и самим быть сораспятыми Ему. Если любить, как Христос любит, то и страдать подобно тому, как Он пострадал.

И Литургия, которую сегодня Церковь нам предлагает, Литургия, которая несет многовековую традицию, еще раз призывает нас прийти ко Христу, созерцая Его страждущим, возлюбить Христа, видя Его любящим, принять крест, видя Его распятым.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 30.03.2018