Дорогие братья и сестры,

Вновь приближается Пасха Господня! Для подготовки к ней Провидение Божие каждый год предлагает нам Великий пост, «тáинственный знак нашего обращения», [1], который возвещает и исполняет возможность обратиться к Господу всем сердцем и всей своей жизнью.
Также и в этом году своим посланием я хотел бы помочь всей Церкви в радости и истине пережить это благодатное время; на это меня вдохновляют слова Иисуса из Евангелия от Матфея: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (24, 12).
Это фраза из беседы о конце времен, которая произошла в Иерусалиме на Масличной горе, именно там, откуда начнутся Страсти Господа. Отвечая на вопрос учеников, Иисус говорит о будущих великих испытаниях и описывает положение, в котором вскоре окажется община верующих: в это время скорби восстанут лжепророки, которые прельстят многих, и любовь, которая является центром всего Евангелия, охладеет в сердцах.

 

«По причине умножения беззакония,

во многих охладеет любовь»

(Мф 24, 12)

Лжепророки

Послушаем этот отрывок и спросим: какой облик могут принять эти лжепророки?
Одни подобны «заклинателям змей», которые играют на человеческих эмоциях, чтобы поработить их и заставить следовать за ними. Сколько детей Божьих очарованы кратковременными удовольствиями, принимая их за счастье! Сколько мужчин и женщин поглощены мечтами о богатстве, которое лишь делает их рабами выгоды и сиюминутных интересов! Как много людей, думающих, что они самодостаточны, становятся жертвами одиночества!

Другие лжепророки – это «шарлатаны», предлагающие простые и быстрые решения проблемы страдания, которые, однако, оказываются совершенно бесполезными: скольким молодым людям предлагается ложное лекарство в виде наркотиков, «одноразовых» отношений, легкой, но нечестной выгоды! Сколько из них запуталось в сетях полностью «виртуальной» жизни, где отношения кажутся более простыми и быстрыми, но в действительности оказываются совершенно бессмысленными! Эти мошенники предлагают вещи, не имеющие подлинной ценности, напротив, забирают самое ценное – достоинство, свободу и способность любить. Они пользуются нашим тщеславием, нашим доверием к внешности, чтобы в итоге оставить нас в дураках. Это неудивительно, потому что дьявол – это «лжец и отец лжи» (Ин 8, 44), и он всегда выдает зло за добро, а ложь за истину, чтобы смутить человеческое сердце. Поэтому каждый из нас призван заглянуть в свое сердце и проверить, не стали ли мы жертвами обмана этих лжепророков. Нам нужно учиться не останавливаться на внешнем, поверхностном уровне, но видеть то, что оставляет в нашем сердце добрый и постоянный след, потому что именно это исходит от Бога и действительно приносит нам пользу.

Холодное сердце

Данте Алигьери в своем описании ада изображает дьявола сидящим на ледяном престоле [2], обитающим во льду подавленной любви. Спросим себя: каким образом любовь охладевает в нас? Каковы признаки, указывающие на то, что любовь в нас угрожает угаснуть?

То, что угашает любовь, – это прежде всего жадность к деньгам, «корень всех зол» (1 Тим 6, 10). За ней следует отказ от Бога и, следовательно, желания искать утешения в Нем. Мы предпочитаем собственное отчаяние утешению, которое приносят Его Слово и Таинства. [3] Все это неизбежно приводит к насилию, которое обращено против тех, кого мы считаем угрозой для того, что мы считает очевидным: нерожденных детей, больных стариков, беженцев, чужаков, или же ближних, которые не соответствуют нашим ожиданиям.

Даже само творение является немым свидетелем этого охлаждения любви: земля отравлена отходами, выброшенными по небрежности или из корысти; моря, также загрязненные, скрывают останки множества беженцев, жертв принудительной миграции; небеса, которые по замыслу Бога воспевают Ему славу, наполнены машинами, которые проливают на землю смертоносный дождь.

Любовь также остывает и в нашем обществе: в Апостольском обращении Evangelii gaudium я попытался описать наиболее очевидные признаки этого отсутствия любви. Это эгоистическая лень, бесплодный пессимизм, соблазн самоизоляции, непрерывная вражда друг с другом, духовное обмирщение, которое побуждает нас заниматься только поверхностными вещами, охлаждая миссионерский пыл. [4]

Что делать?

Если мы видим глубоко в самих себе и вокруг нас описанные признаки, то Церковь, наша мать и наставница, вместе с лекарством истины, подчас горьким, предлагает нам в это время Великого поста также сладчайшее снадобье молитвы, милостыни и поста.

Посвящая больше времени молитве, мы становимся способными освободиться от тайной лжи, которой обманываем сами себя, [5] и искать, наконец, утешения в Боге. Он наш Отец и желает нам полноты жизни.

Милостыня избавляет нас от жадности и помогает нам узнать, что другой есть мой брат, и то, чем я владею, никогда не является лишь моей собственностью. Как бы я хотел, чтобы милостыня подлинно стала образом жизни для всех людей! Как бы я хотел, чтобы мы, христиане, следовали примеру апостолов и видели в возможности делиться с другими людьми тем, что мы имеем, конкретное свидетельство того общения, которым мы живем в Церкви. В этой связи я повторяю увещевание святого Павла, призывавшего коринфян предпринять сбор пожертвований для иерусалимской общины: «Ибо это полезно вам» (2 Кор 8, 10). Это тем более уместно во время Великого поста, когда многие организации собирают пожертвования в пользу церквей и групп, переживающих трудности. Но как хотелось бы, чтобы даже в наших повседневных отношениях, перед лицом каждого из братьев, просящих нас о помощи, мы думали, что это есть призыв божественного Провидения. Любая милостыня – это возможность участвовать в заботе Провидения Божия о Его детях. И если сегодня Он использует меня, чтобы помочь брату, то разве завтра Он, несравненный в Своем милосердии, не позаботится и о моих нуждах? [6]

Наконец, пост укрощает нашу склонность к насилию, он обезоруживает нас и становится важной возможностью для роста. С одной стороны, пост позволяет нам ощутить то, что чувствуют те, кто терпит нужду даже в самом необходимом и кому знакомы ежедневные муки голода. С другой стороны, он выражает состояние нашего духа, алчущего добра и жаждущего жизни Божией. Пост пробуждает нас, заставляет более внимательно относиться к Богу и ближнему, пробуждает нашу волю, чтобы повиноваться Богу, который один лишь способен утолить наш голод.

Я хотел бы, чтобы мой голос вышел за пределы Католической Церкви и достиг всех вас, мужчины и женщины доброй воли, открытые для того, чтобы слушать Бога. Если вы, подобно нам, огорчены распространением беззакония в мире, если вы обеспокоены тем холодом, который парализует сердца и дела людей, если вы видите, как ослабевает сознание принадлежность к единой человеческой семье, присоединяйтесь к нам, чтобы вместе призывать Бога, вместе поститься, и вместе с нами дать столько, сколько сможете, чтобы помочь братьям!

Огонь Пасхи

Я особым образом призываю членов Церкви с усердием пройти путь Великого поста, с помощью милостыни, поста и молитвы. Иногда нам кажется, что милосердие угасло во многих сердцах, но только не в сердце Бога! Он всегда дает нам новые возможности, чтобы снова начать любить.

Благоприятным поводом для этого будет начинание «24 часа для Господа», которое приглашает всю Церковь приступить к Таинству покаяния и примирения в контексте Евхаристического поклонения. В 2018 году оно состоится с пятницы, 9 марта, на субботу, 10 марта, и его девизом будут слова 129-го Псалма: «У Тебя прощение». В каждой епархии по меньшей мере одна церковь будет оставаться открытой в течение 24 часов, предоставляя возможность участвовать в Евхаристическом поклонении и приступить к Таинству исповеди.

В пасхальную ночь мы вновь совершим исполненный глубокого значения ритуал зажжения Пасхальной свечи: загорающийся от «нового огня» свет постепенно одолеет тьму и осветит литургическое собрание. «Свет Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах», [7], чтобы мы могли снова пережить опыт учеников на пути в Эммаус. Слушая Слово Господа и питаясь Евхаристическим Хлебом, в наших сердцах вновь возгорится огонь веры, надежды и любви.

От всего сердца благословляю вас и молюсь о вас. Не забывайте и вы молиться обо мне.

Из Ватикана, 1 ноября 2017 года

в Торжество всех святых

ФРАНЦИСК

________________________

[1] Римский Миссал, Вступительная молитва 1 Воскресенья Великого Поста (по итальянскому изданию)
[2] «Мучительной державы властелин грудь изо льда вздымал наполовину» (Ад XXXIV, 28-29. Пер. М. Лозинского)
[3] «Любопытно, но очень часто мы боимся утешения, боимся быть утешенными. И даже чувствуем себя увереннее в печали и безутешности. Знаете, почему? Потому что в печали мы чувствуем себя почти главными героями. И наоборот – в утешении главным героем является Святой Дух!» (Ангелус, 7 декабря 2014 г.)
[4] № 76-109.
[5] См. Бенедикт XVI, Энциклика Spe Salvi о христианской надежде, 33.
[6] См. Пий XII, Энциклика Fidei donum о настоящем положении католических миссий, в особенности в Африке, III.
[7] Римский Миссал, Навечерие Пасхи в Святую ночь, Светильничное богослужение.

Перевод: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Источник: Сайт Архиепархии Божией Матери в Москве

Фото: Vatican News