Сегодня мы отмечаем праздник Богоявления и вспоминаем как раз тот момент, когда волхвы пришли поклониться Иисусу Христу. Понятно, что это не произошло в один день: Рождество и поклонение волхвов Младенцу Христу, и мы их празднуем в разные дни. В Богоявлении Бог являет себя. Само слово «Богоявление» – это «Бог себя являет». Как мы слышали в молитвах, Бог являет себя язычникам. Бог являет себя всем людям, показывает себя. А эти люди приходят, чтобы поклониться Ему. Что значит – прийти поклониться?  Обычно, когда мы встречаемся, то здороваемся друг с другом. Тем самым мы проявляем нашу дружбу, симпатию, выражаем близость. А раньше использовали поклоны. Когда встречались, кланялись друг другу. Этот поклон означал признание достоинства другого человека. Когда волхвы пришли и поклонились Младенцу Христу, что они сделали? Они преклонились перед Ним и скорее всего не просто до пояса, а до земли, то есть встали на колени и головою поклонились до земли, тем самым признавая, что Иисус Христос – это Царь, Царь особенный, что это Бог, который пришёл к нам, людям. Они пришли поклониться Ему.

И мы можем, наверное, только мечтать оказаться среди этих мудрецов, которые были такими мудрыми, и хотелось бы нам быть мудрыми, чтобы по звездам определить приход Бога, и чтобы вместе с ними издалека прийти к Младенцу Иисусу Христу. Найти Его на руках Пресвятой Богородицы и поклониться Ему, то есть признать: да, Господи, я знаю, что Ты пришёл ради меня.

Но что было связано с этим их действием? На самом деле Евангелие не всё раскрывает.  Наверняка, было очень много трудностей. Потому что звезда не всегда была с мудрецами. Они увидели звезду, когда были у себя на Востоке и потом пошли. Потом уже не видели ее. Когда пришли в Иерусалим, они стали спрашивать, где должен родиться новый Царь, великий Царь. Им сказали: по книгам, по пророчествам должен родиться в Вифлееме. И когда они пошли в Вифлеем, который находится недалеко от Иерусалима, то только тогда еще раз появилась эта звезда, которую они видели раньше на Востоке. Так Евангелие сегодня говорит. И они, следуя за звездой, нашли дом, нашли место, в котором был Иисус.

Чем эта звезда для них была?  Для них это был знак, указатель. Бывают дорожные знаки, когда куда-то едем на машине. Есть указатели на Москву. Например, сколько километров ехать отсюда до Москвы. И мы знаем, куда нужно ехать, чтобы попасть в Москву. Или в ближайшие города: Ульяновск и другие. Мы смотрим на эти знаки, и они указывают, где находится то, что мы ищем.

Звезда указала, где находится Бог. Но мы, к сожалению, не можем оказаться в том времени, когда Иисус Христос родился. Мы живём сейчас, в наше время. Но в наше время тоже есть своего рода звезды, которые указывают нам, где находится Бог.

Что это за звезды, что это за знаки? Эти знаки Церковь называет Таинствами.  Что означает – таинство, как это слово можно перевести? Таинство – то, что скрывает за собою тайну. А чуть более богословское определение: видимые знаки, видимая реальность, которая скрывает за собою невидимую реальность. Какие Таинства мы знаем? Наверное, самое главное Таинство – это Таинство Евхаристии, Святого Причастия, Святая Месса.

Что мы видим? Мы видим священника, который приносит хлеб и вино, а что за этим скрывается? А скрывается сам Христос, Тело и Кровь Христовы. То есть мы видим, что хлеб и вино – это как звезда, которая указывает на реальность, которая здесь есть, на самого Христа.

Если мы мечтаем оказаться во времена волхвов, чтобы прийти и поклониться Иисусу Христу, чтобы радоваться вместе с ними, вместе с Девой Марией и Святым Иосифом, то нам не надо, в принципе, путешествовать во времени. Потому что каждый раз, когда мы приходим к Святому Причастию – мы приходим к Иисусу Христу, и у нас есть эти звезды, знаки, Таинства, которые не просто показывают, что где-то здесь Христос. Мы принимаем через эти знаки, через Таинства самого Христа. На исповеди Христос прощает нам наши грехи. На Святой Мессе мы вкушаем самого Христа, принимая Его в причастии. На Святой Мессе – жертве Господней Христос жертвует Собою ради нашего спасения. Поэтому, когда мы встаем на колени в храме, когда мы встаем на колени во время Святой Мессы, мы должны понимать, что мы поклоняемся, как волхвы поклонялись Младенцу Христу. Мы так же поклоняемся Христу – нашему Господу. Мы признаем, что Он наш Бог, что Он наш Спаситель, что Он здесь, сейчас присутствует среди нас. И что Он нас любит.

Поэтому в этот праздник Богоявления мы на самом деле должны радоваться, что Бог присутствует среди нас, что Он здесь, что мы можем Его потрогать, что мы можем принять Его в наше сердце.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 06.01.2018