2-е ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА Год B

 ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1, 1-8

 

  +  Чтение святого Евангелия от Марка.

 

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков:

«вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим,

который приготовит путь Твой пред Тобою».

3 «Глас вопиющего в пустыне:

приготовьте путь Господу,

прямыми сделайте стези Ему».

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд. 7 И проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. 8 Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

Во второе воскресенье Адвента Слово Божие из Евангелия от Марка призывает нас вернуться к началу (гр. arche). О каком начале идёт речь? В первой книге Библии мы слышим: «В начале (евр. bereszit) сотворил Бог небо и землю» (Быт 1,1). Это Благая весть о Боге Создателе, от которого всё происходит: мир и жизнь. В книге Притчей мы читаем, что «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (1,7). Господь и Его Слово лежат в начале миссии пророков (см. Ос 1,2). В Иисусе Христе Бог хочет вступить в отношения доверия с каждым человеком, явить себя, свой предвечный план любви и спасения. Вот почему Евангелист Марк вмещает всю информацию об Иисусе в это одно предложение: «Начало (arche) Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Буквально с греческого языка мы переводим: «Начало (arche) благовестия Иисуса Христа Сына Бога». В римском культе слово ewangelia (гр. euagelion) использовалось в смысле «радостной вести»: день рождения императора, вступление на трон, рождение королевского потомка. Марк, как глашатай, возвещает самую радостную весть: Наступило новое начало! Это Благая весть Иисуса Христа, который спасёт грешников. Он – сам Благая Весть, Начало нашего обращения, новой жизни с Богом, нового образа жизни – Божьего чада. У каждого верующего есть своё начало в Боге, это крещение. Однако мы не всегда живём согласно нашему призванию к вере. Следовательно, необходимо навести порядок в своей жизни, отказаться от греха и погрузиться в глубины Божьего милосердия.

Иоанн Креститель, предшественник Иисуса, тот, кто готовит путь для принятия Благой Вести – Евангелия. В сегодняшнем первом чтении книги пророка Исаии мы слышим: «вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою» (Ис 40, 9–10). Иоанн знает, что обещание уже выполняется. Перед лицом этой радостной вести становится с великим смирением, напоминая нам не только стиль жизни пророка Илии, который по вере Израиля должен был предшествовать Мессии, но также и первого человека Адама, покинувшего рай после греха. Он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Этот «Адам» уже раскаялся, потому что он познал милосердие. Иоанн Креститель считает себя меньше раба, поскольку недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Того, Кто следует за ним! Поэтому он подготавливает человеческие сердца к пришествию Мессии через крещение покаяния, осознание Израилем его собственных грехов и потребности в спасении. Он – голос, предвестник Слова (Ин 1,1 сл.), в котором выполнятся все обещания, будет исполнен весь Закон (Тора). Согласно мудрости и учениям Израиля это символизируется с акридами, которыми Иоанн питался в пустыне. Иоанн Креститель словно подготавливает глину – форму нового творения через погружение в воду, в грязь, в прах земли для Того, Кто придёт и погрузит её в своём Духе! Старый, грешный человек должен умереть, чтобы мог родиться новый от воды и Духа. Благодаря Иисусу Христу у нас есть новое начало, полнота жизни, обретённый рай – Дом Отца. Мы – новый человек по образу и подобию Сына Божьего! Сегодня, чтобы познать это, мы должны смиренно признать себя грешниками, хрупкими и слабыми, как грязь и глина, испытывающими печаль и смерть из-за своих личных грехов. Иоанн питался акридами (Торой), мы имеем пищу Слова и Евхаристии. Поэтому попробуем снова внимательно слушать Слово Божье во время Адвента. Даже если это сложно, приложим усилия, чтобы его понять и принять в истине с открытым сердцем. Примем решение, к которому нас призывает.

Отец Ян Твардовский написал: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» – так начинает святой Марк. Не кажется ли нам, что весть двухтысячелетней давности уже не является новостью? Не новинка, но информация с седой бородой. Между тем, в мире стареющих книг, мировоззрений, которые часто вначале бессмысленные, а затем опасные и, в конце концов, давно известные, Евангелие становится новинкой. Поскольку Иисус пришёл в мир как человек, Он может прийти к нам в Евхаристии или в личности ближнего, просящего нас о времени, доброте, сердце. Прожить начало Евангелия – это услышать Иисуса, говорящего непосредственно нам. Услышать то, что приглушено, сокрыто – то, чего не хотелось бы иногда услышать.

Господи Иисусе Христе, Ты всегда приходишь! Моё сердце радуется тому, что Ты уже приближаешься, чтобы показать мне своё милосердие. Прошу Тебя о мужестве стоять в истине Твоего слова, о раскаянии сердца, когда Твой свет озарит мою тьму и я распознаю мои грехи. Погрузи меня в Святого Духа и дай мне мужество нового начала. Ты – Сын Божий, Благая Весть! Маранафа!

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017