Сегодня мы празднуем Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Праздник, который есть только у католиков и, который является пунктом споров, как с протестантами, так и с православными. Католическая Церковь так сильно держится за утверждение о том, что Дева Мария была Непорочной с самого первого момента своего существования. То есть, не имела никакого греха, в том числе первородного, по особой Божьей благодати. Во вступительной молитве сегодня в Литургии, а также в заключительной молитве на протяжении всей новенны мы слышали о том, что Бог, предвидя заслуги Сына Девы Марии, Сына Своего Иисуса Христа, оградил ее, защитил от всякого пятна, от всякого порока, от всякого греха.
Противники этой догмы, этого утверждения о Непорочном Зачатии ссылаются на то, что Богу незачем так поступать. Ведь не было обязательным, чтобы Дева Мария была Непорочной для того, чтобы от Нее мог родиться Иисус Христос. Не было этой необходимости для нашего спасения в таком строгом смысле. Указаний в Священном Писании на это не так много, они, можно сказать, не прямые, в строгом смысле этого слова. И поэтому говорят, что незачем провозглашать эту догму. Но как говорит Бог в Священном Писании: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис. 55,8).
Бог по-своему захотел установить и проложить этот путь нашего спасения. У Него свои планы относительно нас, и планы на то, как это спасение должно было произойти. Не просто Один только Иисус Христос пришел и искупил нас, не просто всё на Него Одного и всё Ему Одному, но Бог решил разделить так же и с людьми дело нашего спасения. И об этом мы знаем еще с первых страниц Священного Писания, из Книги Бытия, в котором уже предвозвещается Дева Мария – Жена, от которой родится семя, которое сокрушит сатану. Жена, которая сокрушит сатану. Поэтому Дева Мария особым образом приняла участие в Божьем замысле нашего спасения. И как Бог предвозвестил, в Книге Бытия мы об этом читаем, то есть еще при Адаме, появление Девы Марии, так Он захотел в Деве Марии предвозвестить тот плод: непорочность, чистоту от греха, которую для всех нас заслужил, заработал, приобрел Иисус Христос Своею жертвой.
Так что, Дева Мария является тем, кто предвозвестил то, что Христос для нас потом, спустя некоторое время, приобрел – чистоту, спасение, ограждение от греха, особую Божью благодать. И подобную параллель можно провести и с Ветхим Заветом. Из Книги Бытия мы знаем, как происходил вход греха в этот мир. Была Ева – жена Адама, которая первая согрешила, но не ее грех был главным, и не благодаря ее греху весь человеческий род был наказан или наследует первородный грех, но благодаря Адаму. Первой была женщина, потом Адам. Но грех Адама важнее. И также с Богородицей, которую отцы Церкви часто называют «новой Евой» – от Нее происходит новый народ, Она является первенцем этой непорочности, этой чистоты и свободы от греха, которую добыл «новый Адам» – Иисус Христос, как Его обычно называют отцы Церкви.
Получается, что параллель с первыми людьми – первой женщиной и первым мужчиной – переносится на новое человечество, на искупленное человечество, на Деву Марию и Сына Ее, Сына Божия, Иисуса Христа.
Сегодня мы празднуем Ее Непорочное Зачатие, тем самым мы празднуем не просто какую-то теорию, догму, какую-то идею. Мы празднуем величие Божье, Который удостоил человека – Богородицу – такой высокой чести, Который наделил ее столькими благами, Который вовлек ее в дело нашего искупления, совершенное, конечно, Иисусом Христом.
Благодарим Бога за то, что Он даровал нам Ее как пример девства и материнства. Благодарим Бога за то, что Он даровал Ее нам, как заступницу, как нашу Небесную Матерь, которая заступается за нас, и у которой мы всегда можем обрести защиту. И как непорочную Матерь, которая всегда поможет нам справляться с нашими пороками и с нашими грехами. Благодарим Бога за все дары, которые Он даровал нам в Деве Марии в день Ее зачатия, в день Ее Непорочного Зачатия.
о.Андрей Старцев.
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 08.12.2017