27-е РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ Год А
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 21, 33-43
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус сказал первосвященникам и старейшинам:
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. 35 Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители,
тот самый сделался главою угла;
это от Господа,
и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.
Мир Божий превыше всякого ума (Флп 4,7). Человек сам не способен постичь того, что является делом Божьим. Но Бог не вполне вовлечён в то, что совершается только человеческим трудом, а им является любая форма эгоизма. Притча о виноградарях – убийцах прекрасно иллюстрирует извращенность недальновидного мышления. Их действия, основанные на насилии и разбое, не привели ни к чему хорошему. В их мыслях преобладали тревога и страх потерять то, что им не принадлежало.
Часто в жизни мы желаем чего-то добиться, идя кратчайшим путём, применяя силу, хотим, во что бы то ни стало, быстро достичь успеха. Это происходит как в области отношений, так и в других сферах. Мы забываем, что добродетель и дела, заслуживающие признания, едва ли достижимы. Поэтому иногда мы прибегаем к плохим путям, но в этом, однако, нет Божьего мира, а только затмение разума.
Сколь же иным оказывается Бог. В этой аллегорической истории Он сокрыт за образом хозяина дома. Бог терпеливо посылает пророков (слуг), полагая, что они установят Божий порядок в винограднике (избранном народе). Виноградник Господа есть дом Израилев (Ис 5,7). Виноградник не принадлежит вероломным виноградарям (неверующим, мятежным евреям). Тем не менее, они хотят завладеть чьим-то наследством, поэтому убивают пророков. Великодушие, а возможно даже наивность Бога–хозяина состоит в том, что Он посылает ещё и своего Сына – Иисуса Христа, которого постигает та же участь, что и пророков. Иисус умирает вне города – за пределами виноградника. Но парадокс Божественной логики заключается в том, что именно Этот убитый и отвергнутый становится основой нового «порядка» в винограднике. Но уже для язычников (других виноградарей), которым доверен виноградник.
Ты, благодаря святому крещению, стал членом нового виноградника Господа. И сегодня Он задаёт тебе вопрос: отдашь ли урожай в надлежащее время? Принимаешь ли ты Иисуса как своего Спасителя и Господа, а жизнь как дар, который необходимо будет вернуть? Только такая перспектива веры гарантирует, что Его мир защитит твоё сердце и разум. Чтобы порой не думал, что с помощью плохих дел и упрямство неверия можешь завладеть наследством, которое придётся отдать, когда Господь придет к тебе. Вот почему в жизни стоит принять во внимание добродетель и дела, заслуживающие признания, поскольку твоя жизнь – священный дар и принадлежит Богу.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017