Фото: Расих Фасхутдинов

Дорогие братья и сестры во Христе! Кто-то ценные бумаги, кто-то бизнес раскручивает, кто-то кое-что себе купил, думая о том, что может на этом заработать, кто-то машину взял поработать. Наши человеческие инвестиции, которые всегда связаны с кое-каким риском: получится ли вернуть назад эти деньги, будет ли прибыль…

Уже несколько недель, вернее, несколько воскресений, читаем об инвестициях Бога, о Его проектах, о Его вложениях. В прошлое воскресенье, помните, тоже было о винограднике, который сделал себе некий господин и приглашал туда на работу. Сегодня точно также есть у нас тот же самый виноградник, и в этот же виноградник  отец семейства приглашает работать своих сыновей. Этот виноградник, о котором  постоянно идет речь в словах Иисуса, – это не что иное, как то, что называют Царство Божие. Это инвестиция Бога, это Его проект, это Его вложение.

Если наши инвестиции, наши проекты порой проваливаются, и мы теряем деньги и все теряем: и здоровье теряем, некоторые даже и семью готовы потерять, то у Бога Его инвестиция никогда не провалится, никогда не обанкротится, Его инвестиция всегда принесет плод. Его Царствие Небесное всегда принесет плод. Есть еще одна разница – мы частично вкладываем наши денежные средства в наш бизнес, а Бог все вложил в эту Свою инвестицию, потому что вложил Своего Сына Единородного. В Свое Царство Небесное, в Свой виноградник Он вложил абсолютно все, что у Него было, чем Он является – Он вложил туда Своего Сына. И раз Он так сделал, что все пожертвовал ради этого Царства, невозможно, чтобы это Его Царство как-то обанкротилось. Что это за Царство, дорогие? Что это за виноградник?

Дорогие мои, это вы, это я, каждый из нас. Каждый из нас, поскольку каждый из нас – член этого Царства, поскольку каждый из нас, по замыслу Божьему, призван в это Царство, каждый из нас уже в этом Царстве. Это Его вложение. И каждый из нас, поскольку, когда отвечает, откликается на Его Слово, вступает с Ним в общение, получает и смысл своей жизни, получает и внутреннюю гармонию, какое-то единство с ближними, прежде всего, какую-то связь и надежду на будущее. Дорогие, сегодня именно об этом и идет речь в Евангелии.

Обратите внимание, что Господин этого виноградника, этого Божьего замысла спасения, приглашает своих сыновей на работу. Интересная вещь, посмотрите, пожалуйста: у него два сына, и обоих он приглашает. Но как он приглашает? Это весьма интересно. С каким уважением по отношению к ним – никакого давления, никакого насилия, не заставляет. Всегда это какое-то предложение: “давай, иди…” Если бы я организовал что-то, наверное, было бы и насилие, наверное, я бы и давил, как-то толкал бы, возможно, заставлял, шантажировал, манипулировал немножко, но ведь я во благо вот этого… Но ведь, вспомните, дорогие родители, как иногда мы с детьми поступаем, чтобы они шли на мессу. Чтобы молодые люди пошли на эту воскресную Евхаристию, как мы иногда вцепляемся. И такое своего рода насилие есть в разных ситуациях: семейных, церковных. Мы пытаемся нашими человеческими силами затолкать кого-то. Мы счастливы, поэтому насильно хотим сделать другого человека счастливым.

Бог так с нами никогда не поступает: каждое утро смиренно приходит к нам, когда мы только проснулись, и говорит нам: “Ну, иди в Мой виноградник и сегодня. Ну, иди…” И всегда, каждое утро это такое смиренное напоминание, что мы такие тупые, глухие этого не слышим. Его голос всегда такой деликатный, такой уважительный по отношению к нам, сохраняющий уважение просто невероятное. Хотелось бы иногда сказать: “Боже, ну возьми ремень…”, а Он постоянно только просит. Такого смиренного Бога, я бы так вам сказал, в других религиях не найдете. В других религиозных системах Бог жестокий. Христианский Бог – это такой Бог, Который готов ради того, чтобы человека привлечь, отдать Своего Сына, чтобы Он умер за человека.

Мы видим ответы этих сыновей. Первый: “Да не пойду я! Не пойду”. И как вы думаете, почему он не хотел идти жить в этой близости Бога? Может, лень просто, – самый простой ответ. А, может, подумал: “Я на чужого не буду работать. Я на отца не буду работать”. А, может, подумал, что есть у него более интересное занятие, чем работа в винограднике. А, может, подумал, что “я буду более счастлив, если я буду автономно, без него сделаю себе счастливой мою жизнь”. Человек так думает, знаете ли, каждое утро. Думает, что, может быть, я себе сегодня как-то сделаю мою жизнь без Него. Есть кое-какие вещи, при которых лучше, чтобы Он не смотрел на меня: когда я ругаюсь, когда отвечаю и обманываю, когда я придумываю. Когда я делаю такие вещи, лучше чтобы люди не знали, а тем более, Бог. Лучше Ему сразу сказать: “Ты мне сегодня, Господи, не сильно-то и нужен”.

Но по мере развития дня, по мере развития жизни, я бы сказал так, человек думает: “Кажется, эта идея, чтобы я в одиночку работал в моем винограднике, не получается”. И человек, как один из сыновей, идет к Богу и говорит: “Боже, давай, я все-таки буду с Тобой вместе”. Этот момент в нашей жизни происходит по-разному. Бывает так, что человек пятьдесят лет “на себя” работает, сказал Богу “Нет”, и вот пятьдесят первый год пошел, а он говорит: “Нет… До сих пор все это было как-то не так. Боже, я хочу с сегодняшнего дня быть в Твоем винограднике”. Бывает так, например, что есть молодой человек, который в момент кризиса уходит из семьи. На самом деле, теряет веру и все остальное, но мы можем быть уверены, что через какое-то время у этого человека проснется вот это желание: “Без Бога я ничего не сделаю”, и он возвращается и начинает работать.

Но есть этот второй сын, который в большей степени соответствует моей личной ситуации. Тот, который где-то близко к алтарю, который в воскресенье всегда рядом, который читает, в исповедальне обещает, что больше грешить не будет, который Богу обещал столько в своей жизни: в монашеских обетах и в священстве, и каждое утро обещает. А когда приходит испытание, поворачивается спиной и говорит: “Боже, да нет, по-Твоему у меня сегодня не получится. Давай, я завтра начну”.
Сколько таких воскресений, дорогие братья и сестры, бывало в нашей жизни, когда мы принимали ответственные решения по отношению к нашему будущему: “Буду делать, не буду делать. Уйду, прерву общение, найду другую работу, пить не буду, примирюсь с кем-то…” На сто метров ушли мы из храма, и из этих обещаний в наших мозгах, памяти – ничего больше не остается. Как часто мы, которые считаемся верующими, постоянно посещающими храм, напоминаем этого второго, который, с одной стороны, обещает, а потом сразу, тут же и отказывается, забывая о том, что все-таки приглашает его в виноградник Сам Господь.
А давайте сейчас  посмотрим еще на него самого: на этого отца. Потому что ключ ко всему, мне кажется, это он. Какие чувства у него были, когда он приглашал своих сыновей на эту работу, и когда одного увидел, другого – не увидел. Наверное, ему было очень больно. Наверное, для него это был момент какой-то истины по отношению к своим детям. Наверное, он надеялся, что оба откликнутся, ведь до того момента они получали от него одну лишь только любовь. Ведь он знал, что виноградник, в котором приглашает их работать, на самом деле  – это их будущее. Ведь не он же, а они будут за счет этого жить. Как ему грустно было, как печально, как больно.

Братья и сестры, дорогие, пока мы боли Бога не почувствуем, то будем Ему иногда говорить “Нет!”. Пока не почувствуем, что наш грех – на самом деле, это не нарушение Божьих заповедей, а только оскорбление любящего нас Бога, то мы будем и дальше жить, как хотим. Пока человек не поймет, что на самом деле его “нет”, его грех вызывает у Бога чувство боли, страдания, печали, – мы будем делать, как хотим. Это как с маленькими детьми и их родителями. Сами знаете, когда говорим детям: “не делайте, потому что это плохо”, на детей это не действует. А когда детям скажут: “Не делай это потому, что маме больно”, тут уже ребеночек будет думать: “Я не хочу причинять тебе боли”. Ты хочешь маме делать больно? – Нет, не хочу. – Так не делай.

У Бога точно также. Когда человек поймет, что его жизнь, духовное развитие, его поведение напрямую касаются Самого Бога и вызывают у Него с одной стороны Его Божественное чувство радости, а с другой стороны чувство боли. Пока мы этого не поймем, то будем пользоваться каким-то воскресным христианством, какими-то обещаниями: сегодня – да, завтра – нет, сегодня обещаю, а завтра живу, как хочу. Пока мы не поймем, что ежедневно мы Бога или прославляем, или оскорбляем, то будем жить в какой-то своей, не сильно похожей на Царство Небесное, реальности и ситуации.
Обратите внимание, братья и сестры, это поняли, даже страшно в храме произносить, мытари и блудницы. Мытари – это люди коррупционного характера, мягко говоря, блудницы – это проститутки. Обе категории людей, абсолютно презираемые в те времена, находящиеся вне общества и далекие от Бога. Эти люди поняли, что Бога оскорблять нельзя. Эти люди поняли, что свою жизнь можно поменять, и, услышав призыв Бога, последовать за Ним. Никто из нас, наверное, не чувствует себя мытарем, никто не назовет себя блудницей. Кто-то красиво сказал, что пока человек не осознает, что его жизнь напоминает жизнь мытаря или блудницы, даже если он этой профессией не занимается, пока человек не поймет, что это такое состояние его греха, обращения никакого не будет.

Кто-то интересно сказал, что человек обращается только в двух жизненных ситуациях. Первая – когда смертельно болен, тогда он обращается сразу. И вторая ситуация – обращается тогда, когда он в положении мытаря и блудницы, когда он чувствует, что его грех так его обременяет, что он на дне, ничего не в состоянии сделать, когда он ощущает свое бессилие, когда понимает, что он никто на этой земле и в глазах Бога, вот тогда только человек, как эти блудницы и мытари, скажет: “Боже, прими меня в Свое Царство”. Как разбойник у Креста. Только тогда человек понимает, открывает свои руки, принимает радость Божьего прощения.
Братья и сестры, дорогие, Царство Божие –  ваше. Этот виноградник – в ваших сердцах. Каждое утро Господь призывает вас в этот виноградник. Да, бывают такие моменты в нашей жизни, когда Он реально призывает нас к изменению всего, призывает нас к семейной жизни – женились, замуж вышли, кого-то приглашает к священству, кого-то – к монашеству. Голос постоянно звучит. От нас зависит, что мы скажем в Ему тот самый момент, от нас зависит, как мы с этим ответом, с нашим обещанием, будем жить и дальше. Когда мы поймем, что каждое наше “нет” и каждый наш грех оскорбляют Бога, то начнем жить в такой близости и единстве с Ним, что нам никогда не захочется Его покидать.

Дорогие, Его вложение, Его бизнес никогда не проваливаются, потому что Он вложил все. Тебе, брат, сестра, тот же самый Бог вложил все – Своего Сына. Значит, все. Будет момент Причастия, еще раз этот Божий Дар получишь, еще раз можешь обещать, еще раз можешь принять, еще раз можешь стараться. Будь уверен, что Его замысел любви никогда не отменится, как вчера, так и сегодня, и завтрашним утрм услышишь то же самое: “Иди в Мой виноградник”. Не закрывай ушей. Встань и последуй за Его голосом. Аминь.

о.Якуб Блащишин, SVD

Прослушать аудио можно по ссылке Проповедь 01.10.2017