ЕВАНГЕЛИЕ  Мф 18, 21-35

В то время:

21 Петр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. 24 Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. 25 А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. 26 Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Бывают ситуации, когда нам очень трудно простить и даже слушать о прощении. Как Петр в сегодняшнем Евангелии, мы спрашиваем, существует ли предел прощения? Нам кажется, что когда мы прощаем, вина этого человека больше не может повториться. Но прощение необходимо в нашей жизни, поэтому сегодня Бог говорит нам в Своем Слове: прости, потому что и ты прощён – прости, чтобы тебя простили.

Мы все грешники, несовершенные люди, своими поступками оскорбляем Бога и друг друга, и если бы не было прощения, ситуация была бы поистине трагичной, безвыходной: мы бы шли от мести к мести, даже до полного уничтожения.

Бог в своей доброте послал нам Своего Сына, чтобы принести нам Божье милосердие, прощение, но Он со своей стороны просит нас о сотрудничестве, чтобы мы также прощали: «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (Сир 28, 2). Иисус учит, что мы должны прощать не семь раз, «но до седмижды семидесяти раз», то есть прощение должно быть неограниченным, без каких-либо пределов и мы всегда должны быть готовы простить другого человека, даже если это оскорбляет нас и постоянно причиняет боль.

Иисус в притче показывает нам неискренность и противоречие поведения человека, которому Бог простил, а он не хочет прощать. Раб должен своему хозяину десять тысяч талантов, что равноценно оплате за сто миллионов рабочих дней. Это неподъемная сумма. Он просит господина о пощаде и получает прощение. «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» – это образ Бога Отца, который милостив, и чувствителен к страданиям человека.

К сожалению, этот опыт в жизни раба не привел к подобному поведению по отношению к его должникам. Как только он закончил беседу, которая по-новому открыла ему перспективы на будущее, встретил товарища, который должен был ему сто динариев, большую сумму (сто дней работы), и всё же смешную по сравнению с десятью тысячами талантов. Своим поведением показывает, что прощение не всегда меняет сердце человека, который его получает. Разве это не наш опыт?

Иногда мы можем быть похожими на товарищей, которые, видя явную несправедливость, взывают в молитве к Богу о справедливости. Благодаря этому раб снова предстаёт перед своим хозяином. Мы слышим слова, которые постоянно должны звучать в наших сердцах: «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?».

Бог постоянно прощает нам все наши повторяющиеся грехи, хотя часто не находит в нас даже порыва истинного раскаяния и сожаления. Бог делает из наших грехов возможность дать нам еще более изобилующую благодать, щедрую и великодушную любовью. Однако если мы закрываем сердца для тех, кто оскорбил нас и попросил о прощении, то мы сами лишаем себя этого дара.

Мы должны прощать наших братьев без меры, потому что Бог в Иисусе Христе одарил нас совершенным прощением. И наоборот, мы можем просить Господа о прощении только в той степени, насколько мы готовы простить наших братьев.

Прости, потому что и ты прощён – прости, чтобы тебя простили.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017