Как сказали в начале этой Святой Мессы, действительно, главная тема сегодня – это отношения между братьями. Конечно, в первую очередь, в христианских общинах, но можно это расширить: вообще между людьми, человеческим обществом. Мы можем в нашем размышлении начинать отталкиваться от слов апостола Павла. Может быть, это те слова, которые мы можем унести в нашем сердце. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим 13,8). Постоянный наш долг по отношению ко всем людям, но особенно, конечно, к нашим самым близким людям, к родным, к тем, с кем переживаем нашу веру в Иисуса Христа в общине – любить. Любовь не делает ближнему зла. И это помогает нам, мне кажется, понять Евангелие, потому что Евангелие – конкретное. Евангелие никогда не может оставаться на уровне теории. Если не понять, что у нас есть этот долг по отношению к братьям нашим, то, наверное, идти и кого-то исправлять и говорить: «слушай, не поступай так, это плохо», – будет очень тяжело. Мы почувствуем, что нет у нас такой обязанности. А зачем лазить туда, куда тебя не зовут? Евангелие, действительно, конкретно. Это то, что Папа Франциск вчера говорил епископам Колумбии, Южной Америки: «Евангелие – очень конкретно».
И Евангелие сегодняшнего дня, можно сказать, нужно очень конкретно отнести именно к нашей жизни. Потому что другая реальность – мы все грешники и постоянно нуждаемся в прощении и постоянно нуждаемся в том, чтобы нам помогали осознать наши ошибки и поступать справедливо. И вот эти чтения сегодняшнего воскресенья обращены к христианам, к верующим людям и говорят о том, как поступать в тех случаях, когда кто-то ошибается среди нас, делает то, что неправильно, несправедливо, каким-то образом своими поступками нарушает порядок.
И вот первое, на что я бы хотел обратить внимание: когда идет размышление об этом, или говорится об этом – Иисус находится посередине. Он посреди учеников, которые слушают это Слово. Мне кажется, что как в христианской общине, так и в каждой семье Иисус тоже должен всегда находиться посередине, посреди нас. Я должен, действительно, иметь в своем сердце любовь, чтобы лично пойти к брату и сказать: «Не поступай так. Это несправедливо, это нарушает порядок, это вредно для тебя самого, для семьи, для других». И все эти шаги, на которые Иисус указывает: сначала лично, потом, если он не слушает, позови других, в присутствии других исправляй его, потом в присутствии общины, – но все это говорит о том, какие усилия надо приложить, чтобы спасти, чтобы приобрести брата. Какие усилия нужно приложить, чтобы сопровождать человека, который начинает отходить от истины, от справедливости, от правоты.
Я не знаю, но мне кажется, что искушение, которое приходит, когда мы это замечаем, очень часто – оставить. Оставить, сам поймет. Пусть сам разберется. Не бывает так? Мы боимся подойти и стараться приобрести. Иисус использует именно это слово: «Если он слушает тебя, ты приобрел брата». Наверное, надо также обратить внимание на это слово – брат. Потому что, если не почувствуешь, что люди, которые тебя окружают, – это твои братья, ты не почувствуешь необходимость им помогать. Мне кажется, что Иисус этими словами, этими наставлениями, призывает нас вкладывать в братство, осознать, что те люди, с которыми я живу, которые меня окружают, для которых я работаю – это мои братья.
И вот, ты приобрел брата, если он тебя слушает. Иисус дальше говорит: «обличи его между тобою и им одним» (Мф 18, 15). Это аккуратность, с которой надо поступить, это благоразумие, это смирение, это внимание к человеку лично. И здесь тоже надо стараться, – учит нас Иисус, – не унизить брата, не убивать его нашими словами. Сейчас это тоже искушение, потому что средства массовой информации и социальные сети очень часто используются для того, чтобы стали публичными ошибки наших братьев. И вместо того, чтобы лично идти к человеку и говорить, сначала об этом напишем.
На самом деле это Евангелие для нашего испытания совести: «Как мы поступаем?» А лоне общины, семьи кому я первому говорю об этом? Говорю ли человеку, который ошибся, к нему обращаюсь или сначала иду к другим: родственникам, соседям, к подругам, друзьям? А Иисус говорит: «Если любишь, если осознаешь, что это твой брат, то сначала с любовью, аккуратно, благоразумно, деликатно подойди к нему лично, чтобы помочь. Потому что цель этого – помочь человеку. Но обратите внимание, что поступая таким образом, мы помогаем самим себе избавиться от ненависти, избавиться от обид из-за того, что может быть, нас тоже обидели, и в нашем сердце остается этот осадок обиды. Помогая другому человеку осознать свои ошибки, мы помогаем самим себе.
В этом действует Святой Дух. Недавно, неожиданно для себя участвовал в одной беседе между отцом и дочерью, у которых серьезные проблемы между собою. И отец сказал своей дочери, которая требовала справедливости: «Самое главное в жизни – это то, чтобы ты научилась прощать. Потому что, если ты не научишься прощать, ты станешь хуже того, на кого ты сейчас обижена». Эти слова сказал человек, который не читает Евангелие каждый день и, может быть, давно не ходит в церковь. Это Дух Святой. Дух действует и призывает нас поступать именно так. Потому что на самом деле это золотые слова.
Иисус в этом чтении сегодняшнего дня тоже призывает к этому. Понятно, что в реальности, мы все грешники, и идя к другому, чтобы попытаться сделать так, чтобы другой человек исправился и поступал справедливо, мы идем с этим осознанием в глубине своего сердца. Что я также ошибаюсь и что я часто это делаю – ошибаюсь, потому что я – грешник. Поэтому это братское исправление, дружеское порицание исходит от любви, от желания общения, от желания, чтобы никогда в лоне наших семей, в лоне наших общин не прекращалось это общение. Это служение, которое мы должны друг другу.
Апостол Павел говорит: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим 13, 8). А эта взаимная любовь требует, чтобы мы не оставляли брата, когда понимаем, что идя по тому пути, по которому он идет, он потеряется. Любишь его – обличи его втайне, как учит Иисус. Это служение – долг каждого из нас. Но исполнить этот долг возможно эффективно, только если мы сами себя осознаем грешниками, нуждающимися в прощении Бога. Это самое главное, потому что если я тут думаю, что я имею моральное право, – это будет бесполезно.
Обличая другого, я сам должен помнить, что, скорее всего, я больше него ошибся и ошибаюсь. Смотрите как Церковь наша, Матерь наша воспитывает нас каждое воскресенье, каждый раз, когда приходим на Святую Мессу. С чего начинается Месса? – с осознания грехов. Братья и сестры – все, все, осознаем наши грехи. Осознаем наши грехи и потом также все вместе повторяем: «Господи помилуй!» Помилуй нас, то есть не помилуй только того, который сидит рядом, или в самом конце. Нет, помилуй меня, помилуй нас. Помилуй всех. Потому что мы все нуждаемся в Божьем прощении. Для того, чтобы достойно участвовать в Святой Мессе, мне кажется, нужны две вещи: первое – это осознание того, что все мы грешники; а второе – осознание того, что Бог всем предлагает Свое милосердие. Всем. С осознанием этих двух вещей, мне кажется, мы можем всегда достойно участвовать в Евхаристии, в Святой Мессе.
И последнее в заключение. Когда читал это Евангелие, у меня возникла такая мысль, что видится парадокс в этих словах Иисуса, в этом учении, что прощение и исправление – для того, кто ошибается. Парадокс в том, что это требует обращения, в первую очередь, того, кто собирается исправить брата, то есть меня. Потому что требует, чтобы я осознал, в первую очередь, что он мой брат (и не всегда мы это замечаем) и требует того, чтобы я «не дулся», не закрывался, а шел к нему. Иногда вдруг происходит так, что я вижу, как кто-то обижает кого-то, и о оставляю это: «Иди сам. Бог с тобой!» Нет! Надо идти к нему, а это требует обращения. Идя к другому исправить его, надо помнить, что для того, чтобы это делать правильно, эффективно, обратиться должен, в первую очередь, я.
Продолжаем нашу Святую Мессу, и, может быть, еще раз повторим эти слова, с которых начали: « Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим 8, 13).
о.Диогенес Уркиза
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 10.09.2017