В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
15 Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Очень простую вещь сказал отец Ян Твардовский, польский поэт: «Учиться любви – это действительно тяжелый труд». Любовь не делает ближнему зла (Рим 13,10). Поэтому необходимо во имя этой любви искать ближнего, когда он потерялся, и найти его, когда он сбился с пути.
Метод, о котором сегодня Иисус говорит в Евангелии – это братское увещевание. И это не так легко в эпоху абсолютизации свободы. Может быть много опасений из-за такого рода предостережений только потому, что вас могут обвинить во вмешательстве в чью-то жизнь. Но однако любовь, которая превыше всего (см. 1 Кор 13,13), требует, чтобы никто не оставлял своего ближнего в одиночестве, когда тот пребывает в грехе, и это тяжелый труд. Это касается не только властей Церкви, иерархии, но и всего народа Божьего. Мы все должны быть чувствительны по отношению друг к другу и способны к взаимной помощи также в области нравственности, обычаев или практики веры. Мнение, что каждый свободен и делает то, что он считает уместным, не является выражением ответственности за общину Церкви. Каждый отдельный христианин своей жизнью и свидетельством строит общину, которая, в свою очередь, влияет на тех, кто не принадлежит Церкви (их называют язычниками и мытарями). Конечно, всегда есть необходимость в большой культуре и такте, чтобы кого-то предостеречь. Если в сердце нет любви к человеку, то лучше не увещевать его, поскольку можно принести больше вреда, чем пользы.
Стоит также рассмотреть противоположную ситуацию: когда увещевают меня. Должен ли я принять это со смирением и признать свою ошибку? Безусловно, принять предостережения с любовью в сердце к увещевающему также непросто. Но учиться любви – это действительно тяжелый труд!
Беспокойство и забота о брате и сестре в церковной общине касается также общей молитвы. Используемое в тексте Евангелия слово «согласятся» является переводом греческого слова, содержащего в оригинале корень, который мы можем перевести как «симфонический». Таким образом, это условие, чтобы молитва многих была услышана: создать симфонию, взаимодействующую гармонию желаний, ожиданий и видений того, к чему мы призваны, что является нашей целью и смыслом существования.
Иисус Христос сам через Слово Божье, переданное Церковью, формирует нас, своих учеников, чтобы мы узнали какова надежда нашего призвания и осознали, что Господь снова придёт. Должны подготовить мир к этому пришествию. Должны через свидетельство жизни и, прежде всего, посредством тяжёлого труда обучения любви, показать прекрасную перспективу. Это вечность, обитель в доме Отца, подготовленная для каждого.
Позволь Слову Божьему вовлечь тебя и погрузись в эту прекрасную и плодотворную работу обучения любви, чтобы создать симфонию с другими учениками Господа.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017