В прошлое воскресенье мы слышали, как Христос спрашивал учеников Своих: «За кого люди почитают Меня? За кого вы почитаете Меня?». Слышали, как прозвучало исповедание в ответе Петра: «Ты – Христос Сын Бога Живого» (Мф 16, 16). И как потом Иисус Христос сказал Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой» (Мф 16, 17). И обещание Петру, что на Петре Христос возведет Церковь свою: «врата ада не одолеют ее» и что Петру даны ключи Царства Небесного. Тем более Евангелие, которое мы слышим сегодня, удивляет нас, потому что сразу после этого совсем другие слова слышим от Иисуса Христа по отношению к Петру. Говорит про него: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн» (Мф 16, 23).
После исповедания Петра, после того, как Петр открыл (и это было проговорено, и остальные ученики тоже слышали), что Иисус есть Христос, Сын Божий, Христос начал открывать тайну Своих страстей, Своих страданий.
По этому поводу такое размышление на основе одной фразы Святого Франциска Сальского, который пишет так: «Да умру я из-за любви к Твоей любви, раз из-за любви к моей любви Ты соизволил умереть». Такие короткие фразы обычно бывают очень насыщенными и не сразу понятными. Если читать произведения святых, например, эту фразу можно не понять и проскочить очень быстро, бегло. Но в этой фразе содержится многое. Иисус открывает Своим ученикам, «что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16, 21) То есть Христос говорит о Кресте, о страданиях, о Своей смерти. Крест, страдания и смерть Христовы являются проявлением Его любви, реализацией Его любви. А Петр, который только недавно получил от Христа похвалы, ведомый человеческими чувствами, сказал Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф 16, 22). Пытался отговорить Христа. И как жестко ответил ему Иисус: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф 16, 23).
Слово сатана в переводе означает противник, то есть тот, кто идет против, в данном случае, против Бога, против Христа. И это подтверждают последующие слова Христовы. Он говорит: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн». То есть ты пытаешься Меня соблазнить, отвлечь Меня от того, что Я должен делать, «потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16, 23). Ты Мне соблазн, ты ставишь Мне препятствие, ты – противник, сатана.
Страдания, на которые идет Иисус Христос, – это плоды Его любви, которую Он хочет явить, это реализация Его любви. Поэтому Петр своим прекословием пытается воспрепятствовать реализации этой любви, реализации любви Божьей. Возможно, скорее всего, Петр не осознавал что говорит. Но поэтому Христос так жестко отвечает ему. Мы знаем, что Бог есть любовь. Поэтому Он не может не любить, и противиться Его желанию реализовать Свою любовь, реализовать ее наивысшим образом, то есть на Кресте, значит противиться любви Божьей, противиться Самому Богу. В этом состоит сущность сатаны, он противник Богу, противится этой любви.
Вспоминаем слова этого Святого Франциска Сальского, который говорит о любви Божьей: «из-за любви к моей любви Ты соизволил умереть». Что это значит «из-за любви к моей любви»? Из-за любви Божьей. Боже, Твоя любовь к моей любви, Твоя любовь, которая хочет, чтобы и я Тебя полюбил: «из-за Твоей любви к моей любви Ты соизволил умереть». Зачем для этого нужна была смерть? Как раз смерть – это проявление любви Божьей, которое должно возбудить в нас ответную любовь, то есть, чтобы побудить меня любить Бога. Наша же любовь тоже должна реализовываться. Мы, видя любовь Божью на Кресте, также должны полюбить Его и реализовывать нашу любовь. Ее реализация похожа на то, как Христос реализовал Свою любовь к нам.
Реализация нашей любви тоже проходит через крест. Эта реализация и есть крест, который мы берем. Как продолжение этого отрывка, Христос говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16, 24). «Поэтому», – говорит Святой Августин, – «мы должны любить живой крест. Крест трудов, крест обид, крест оскорблений, которые мы переносим, крест мучений, крест страданий, преследований, непонимания, противления со стороны других, крест посрамления перед миром, крест презрения, критики, клеветы, крест смерти. Чтобы иметь возможность сказать вместе с апостолом Павлом: «Умираю каждый день». То есть несу свой крест каждый день, приношу мою жертву каждый день, потому что реализую ту любовь, которую Бог воспламеняет в моем сердце каждый день. «Умираю каждый день, чтобы пригвоздить к моему сердцу Того, Кто ради нас был пригвожден ко Кресту». Чтобы пригвоздить к своему сердцу Христа, чтобы прикрепить к своему сердцу Христа.
Пишет Франциск Сальский, возвращаемся к его фразам: «Да умру я из-за любви к Твоей любви раз из-за любви к моей любви Ты соизволил умереть». Мы видим, что любовь Божья реализуется на Кресте. Реализуется в Его жертве, в Его смерти. Также и наша любовь пусть реализуется в нашем кресте, в тех страданиях, которые мы несем, в том, как мы умираем ради Бога и наших ближних каждый день. Попросим Господа нашего даровать нам дар такой любви, подобной Его любви, которая реализует себя на кресте.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 03.09.2017