ЕВАНГЕЛИЕ Мф 13, 1-23
1 Выйдя в день тот из дома, Иисус сел у моря. 2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять. 4 И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. 8 Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. 9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. 12 Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. 13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. 14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. 15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. 17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. 18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле. 19 Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. 22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Сеятель – Христос, семя – Слово Божие, а каждый из нас – почва. Факт, что мы являемся грешниками, приводит к тому, что неоднократно Слово в нас не приносит плоды, потому что мы представляем собой загрязнённую и неподходящую почву. Поэтому нам нелегко слушать и понимать. Все мы испытываем трудности, когда переизбыток чего-либо нас беспокоит или какой-то недостаток затрудняет принятие чего-то хорошего.
Слушать и понимать. Что нужно сделать, чтобы подготовить в своём уме и сердце плодородную почву для Божьего Слова? Иисус лучше знает человека, благодаря этому может открыть причины, из-за которых Его Слово остается бесплодным. Поэтому сегодня мы слушаем эту притчу, чтобы осознать своё состояние.
Мы постоянно испытываем тщетность, порочную зависимость от чего–либо, и, в конце концов, какую-то неразделённую тоску о Боге. Ожидаем усыновления, искупления тела нашего (см. Рим 8,23) – так эту тоску теологически описывает святой Павел. Мы нуждаемся в том, чтобы обрести себя в Боге, нам нужно спасение, поэтому необходимо Слово Божье. Когда мы это осознаем, тогда нам будет проще ответить на желания Иисуса, который ожидает от нас слушания и понимания. Как сделать так, чтобы наши сердца были плодородной почвой?
Во-первых, имеем дар Духа, как утверждает святой Павел. В таинстве крещения мы получили благодать жизни Бога, поэтому мы должны это использовать для того, чтобы слушать и понимать. Прежде всего, необходима воля. Я хочу слушать Слово Божье, читать его и размышлять над ним, потому что знаю, что это хорошо для меня. Кроме того, необходима вера в то, что Бог через это Слово хочет говорить мне замечательные вещи, что не означает, что они будут всегда приятными. Необходимо, наконец, принять это Слово в свою жизнь с любовью. Тогда мы можем говорить о плодородной почве.
Поэтому с упованием проси Святого Духа, чтобы укрепил в тебе благие намерения, касающиеся Слова Божьего, и чтобы твоя жизнь приносила обильные плоды веры, любви и добра.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017
Источник: сайт епархии Святого Климента в Саратове