Сегодня Церковь празднует торжество Вознесения Господня. Вспоминаем тот момент окончания земного пребывания Иисуса Христа во плоти, когда Он во плоти был вознесен на небеса. Этот праздник может показаться, в принципе, грустным, как всегда грустно расставаться с тем, кого мы любим. Грустным он был для апостолов и грустным, наверное, он бывает и для нас. По крайней мере, мы всегда хотели бы видеть Иисуса Христа натурально, природно, нормально. Но, тем не менее, Иисус Христос решил, что должен быть вознесен на небеса, что должен уйти. «Если я не уйду» – говорит Иисус Христос, то намекает, что тогда будет хуже – «Лучше, чтобы Я ушел».
Почему Иисус Христос ушел или почему Он должен был уйти? Святой Фома Аквинский, когда комментирует это событие, когда пытается объяснить, он говорит: «Во-первых, почему надлежало Иисусу Христу вознестись на Небеса? Или по самой природе Иисуса Христа, или по тому, что Он совершил, и говорит, что «Ему надлежало войти на Небеса по причине Своей победы». Он победил смерть. Он победил сатану. И поэтому Он заслужил вознесение. Заслужил того, чтобы быть вознесенным. Иисусу Христу также надлежало взойти на Небеса по причине смирения или самоуничижения, которое Он совершил. Он уничижил себя: будучи Богом, стал человеком. Будучи Господом, стал рабом, слугою, стал послушным до смерти и снизошел до преисподней. А мы знаем что тот, кто унижает себя, возвышен будет. Поэтому Христу следовало быть возвышенным, вознесенным одесную Своего Отца. То есть, Иисус Христос заслужил, и надлежало Ему так поступить.
Но с другой стороны нам печально, потому что тогда Его присутствия, каким оно было во плоти, теперь больше нет. Но, несмотря на это, Иисус Христос все равно присутствует. Своим Божеством Он присутствует везде, и Своим Телом и Своей Кровью присутствует в Евхаристии. Пускай, невидимым образом, но присутствует. И нам было более полезно такое присутствие Христа, чем Его присутствие во плоти. Об этом говорит Фома Аквинский. Почему было более полезно? Более полезно, потому что так возрастает наша вера. Почему возрастает наша вера от того, что Иисус Христос теперь не с нами, а на небесах? Она возрастает потому, что мы верим в вещи, которые не видимы, вера в невидимое. И сейчас мы Христа не видим, поэтому Христос больше подталкивает нас к тому, чтобы мы верили в Него.
Когда апостолы видели Иисуса Христа, они Его видели во плоти, видели реально, и вера в этом смысле страдала, потому что у них было видение земное, обычное. Поэтому возрастает, укрепляется наша вера. Также возвышается наша надежда. Почему возвышается наша надежда? Потому что мы понимаем, что если Иисус Христос взошел на Небеса, то это для того, чтобы и мы пошли за Ним, чтобы мы были вместе с Ним. И мы теперь надеемся на то, что будем с Тем, Кто ради нас пострадал на Кресте, кто жизнь Свою отдал за нас, и теперь надежда наша возвышена. Мы теперь не просто надеемся быть с Иисусом Христом рядом, как мы можем надеяться быть рядом с человеком, который нам симпатичен, которого мы уважаем, которого мы любим, но мы надеемся быть на небе с Иисусом Христом, надеемся на большее.
И об этом Иисус Христос много говорил. Говорил, например, «ищите вышнего», ищите тех вещей, которые на небесах, ищите небесное, не земное. Даже в других местах говорил: «Где сокровище твое, там будет и сердце твое». Наше сокровище – Иисус Христос. И где Он? На Небесах. Значит, и сердце наше стремится на Небеса. Поэтому также возрастает наша любовь, потому что теперь объект нашей любви находится на Небесах, и поэтому заставляет нас любить небесное больше, чем земное. И Иисус Христос говорит апостолам: «лучше для вас, чтобы Я ушел. Потому что, если Я не уйду, не придет Утешитель», говоря о Святом Духе.
Святой Дух-Утешитель. Утешитель – Святой Дух. Мы также Святого Духа называем Духом любви, Он – любовь. Чтобы получить эту любовь, которая призывает нас на Небеса, нужно было Христу вознестись на Небеса, чтобы мы искали то, что Небесное, а не то, что земное. Если бы Христос был на земле, искали бы больше земного. Земного утешения от простой радости находиться рядом с ним.
Святой Августин объясняет эти слова Иисуса Христа: «Если Я не уйду, то не придет к вам Утешитель» так – «Вы не можете принять Духа Святого, если вы до сих пор знаете Иисуса Христа во плоти», то есть, в Его земном облике, в Его плотском облике. А поскольку Христос во плоти ушел, отправился, вознесся на Небеса, поэтому пришли к нам духовным образом не только Святой Дух, но и Сам Христос вместе с Отцом. Поэтому возрастают наша вера, надежда и любовь. Поэтому Вознесение Иисуса Христа очень важно для нашего спасения, потому что теперь мы не воспринимаем Иисуса Христа просто как телесного, просто как одного из людей здесь на земле, пускай очень великого, но как Бога, Который на Небесах. Иначе бы у нас всегда было искушение думать о Христе, как о чем-то земном.
Давайте вспомним первое чтение, которое мы сегодня читали. Апостолы, когда собрались с Иисусом Христом на том месте, откуда он вознесся, задали вопрос: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю»? (Деян 1, 6) Что за странный вопрос? О чем думали апостолы? Они думали еще о земном, о том, чтобы восстановить царство Израиля. Как если бы сейчас мы сказали: «Сейчас ли наша страна укрепится? И тогда мы будем самостоятельными и не будем ни от кого зависеть. Будем сами себе хозяевами, все у нас будет хорошо. Не будем никому ничего должны, не будем зависеть ни от продажи нефти, ни от чего-либо другого, чтобы нам никто не угрожал». Примерно это спросили апостолы: «Не освободишь ли ты нас от римлян, не восстановишь ли наше царство?» И это они спросили после того, как Иисус Христос три года был с ними, учил их, умер за них на Кресте и Воскрес. То есть, несмотря даже на это, на Воскресение, они еще думали по-земному, они еще искали земного.
А Иисус Христос призывает к тому, чтобы искать небесного, поэтому также говорит апостол Павел во втором послании к коринфянам: даже если мы познали Христа по плоти, мы, апостолы, то есть, смертного, и поэтому мы воспринимали Его как человека, сейчас мы не знаем Его так. Не знаем, то есть не видим Его, не можем Его познать по плоти, но познаём Его духовно. Познаём Его в молитве, познаём Его в нашем сердце, познаём Его, когда приступаем к Нему, принимая Тело и Кровь Христову, принимая Его Самого в нашу душу, когда приступаем к таинству Евхаристии.
Попросим Господа нашего Иисуса Христа, чтобы наша вера, наша надежда и наша любовь возносились к вышнему, горнему, чтобы мы искали небесного.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь в Вознесение Господне 25.05.2017