Сегодня Церковь празднует уже шестое воскресенье Пасхи. Осталось всего две недели до Пятидесятницы. На следующей неделе в четверг уже празднуем Торжество Вознесения Господня. И сегодня Церковь готовит нас к этим праздникам. То есть мы слушаем слова Иисуса Христа, Который говорит: «Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня» (Ин 14, 19). То есть наступает момент, когда ученики должны будут расстаться с Иисусом Христом в Его земном, видимом присутствии. Но также Иисус Христос обещает им пришествие Святого Духа: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин 14, 16-17). Мы понимаем, что речь идет о Святом Духе. Так кто же этот Утешитель, вернее, кто Святой Дух и, когда мы говорим – Утешитель, что мы имеем в виду?
Слово, которое используется по-гречески – это παράκλητος (Параклитос). Это греческое слово происходит от глагола. Глагол παρακαλεω (параклео), который можно разбить на две части: παρά и καλεω. Эти две части означают следующее: παρά – рядом и καλεω – звать, призывать кого-либо, чтобы он был рядом, чтобы сопровождал, чтобы помогал. То есть это имя, которое используется в Священном Писании, говорит о Боге, Духе Святом, Который нас сопровождает, Который рядом с нами.
Но тогда посмотрим, что же означает это имя, которое греки использовали во многих смыслах. Утешитель – во-первых означает, что он укрепляет, то есть придает силы, помогает. Так мы находим, например, в другом месте в Евангелии от Луки это слово, когда речь идет о Симеоне: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк 2, 25). Чающий, ожидающий утешения Израилева. Утешения. Утешитель – там используется то же самое слово.
Или одна из заповедей блаженства: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5, 4), будут утешены. Здесь показывается утешение именно как придание силы. Блаженны плачущие. Мы знаем, что это означает: блаженны оплакивающие свои грехи, ибо они утешены будут. Что значит – грешник будет утешен? Что Бог укрепит его, чтобы он больше не был грешником, но исправлялся, чтобы жил по Божьим заповедям. Симеон ждал утешения Израилева, ждал Утешителя Израилева, то есть Того, Кто придет укрепить Израиль, утешить. Значит, первое значение слова утешитель – это тот, кто укрепляет, укрепляющий.
Второе слово – это защитник. Еще раз вернемся к значению слова: призывать кого-то, чтобы он был рядом, призывать для защиты. Это слово использовалось особенно в судах. παράκλητος – по латински переводится буквально advocatus (адвокат), то слово, что мы используем для обозначения человека, который защищает того, кого в чем-то обвиняют. Обратимся еще к Священному Писанию – в первом послание от Иоанна, он пишет так: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом» (1 Ин 2, 1). Там тоже используется это слово παράκλητος – защитник перед Отцом, Иисуса Христа праведника. Но здесь говорится об Иисусе Христе. Защитник перед Отцом в этом смысле и Иисус Христос тоже. И Дух Святой, и Иисус Христос, Которые заступаются за нас. И поэтому Иисус Христос говорит то, что мы сегодня слышали в Евангелии: «Пошлю вам другого Утешителя, Отец Мой даст вам другого Утешителя», то есть другого заступника тоже, который есть Дух Святой.
Третье значение этого слова – увещеватель, тот, кто увещевает, кто побуждает, кто воодушевляет, то есть тот, кто придает человеку сил перед лицом опасностей. Сил для того, чтобы жить по заповедям Христовым. Поэтому Утешитель – тот, кто рядом с нами, это тот, кто придает нам сил, чтобы жить по заповедям Божьим, чтобы не бояться опасностей и не бояться тех падений, которые мы совершаем.
Четвертое слово – это проситель. Опять же, когда человек идет, по инстанциям, хорошо, если есть какой-то знакомый, кто может за нас просить, и в этом смысле Дух Святой – это Тот, Кто просит за нас, просит за нас той благодати, ту помощь Божью, которая нам необходима. Поэтому, когда мы слышим – утешитель, это означает: утешитель – тот, кто утешает, тот, кто укрепляет, означает – защитник, означает – заступник, увещеватель – тот , кто нас воодушевляет, а также, кто просит за нас. И чтобы получить это утешение от Святого Духа, чтобы получить Духа Святого, мы должны сами Его искать.
Как мы можем обрести этого Утешителя, где мы Его можем найти? Прежде всего, в Святой Мессе, где Дух Святой призывается для того, чтобы хлеб и вино стали Плотью и Кровью Христовыми. А мы, причащаясь их, принимаем Иисуса Христа, но принимаем и Духа Святого. И Дух Святой подготавливает нас к тому, чтобы принять Христа.
Кроме того, мы обретаем Его в чтении Священного Писания. Апостол Павел так пишет: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15, 4). То есть Павел говорит: Писания утешают, Писания дают нам утешение, дают нам Утешителя – Духа Святого, чтобы мы сохранили надежду.
Ну и третий способ: просить, чтобы пришел Дух Святой – наш Утешитель.
Однако принятие Святого Духа, Духа, Которого мы приняли, предполагает так же и ответственность. Ибо, если Он утешает нас, если мы утешены Духом Святым, то это для того, чтобы и мы утешали других людей, защищали их, увещевали, то есть призывали их, а также молились за них. Молились за весь мир. Поэтому пишет апостол Павел к коринфянам, пишет так: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец Милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби».(2 Кор 1, 3-4). Бог нас утешает, дает нам Утешителя. Мы, получившие Духа Святого, Утешителя, должны утешать других тем утешением, которым Бог утешает нас самих. То есть мы, получившие и принимающие Духа Святого, Который укрепляет, Который заступается за нас, Который воодушевляет нас, Который просит за нас, тоже должны быть такими, как и Он: быть утешителями. То есть укреплять тех, кто нуждается в укреплении, защищать, заступаться, когда люди обвиняемы другими людьми, должны воодушевлять людей, если они падают во грех, чтобы они возвратились к Богу, и молиться за них.
Попросим у Господа нашего Иисуса Христа особенно этой благодати, благодати Духа Святого, Утешителя, чтобы и нам самим стать этими утешителями, как и Святой Дух.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 21.05.2017