Настоятель католического прихода в Казани в специальном интервью ИА «Татар-информ» рассказал о прихожанах – игроках «Ак Барса» и «Рубина», открытии богословских курсов и летнего лагеря, а также сообщил, что в национальном календаре может появиться дополнительный выходной.
Житель Набережных Челнов Андрей Старцев возглавил католический приход Воздвижения Святого Креста в Казани в октябре прошлого года. Он стал преемником отца Диогенеса Уркизы, а уроженец Аргентины был назначен генеральным викарием епархии Святого Климента в Саратове. Возвращение в Казань для Андрея Старцева стало трепетным и символичным. Рождённый в христианской семье, ещё 20 лет назад в столице Татарстана он стал одним из первых прихожан католической церкви, познакомился с отцом Диогенесом и принял католическую веру.
Отец Андрей, разрешите с вами познакомиться. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.
– Казанский католический приход я возглавил в октябре прошлого года. Мне радостно, что меня позвали в этот приход заниматься пасторским попечением о душах людей, со многими из которых я знаком лично. Сам я 1979 года рождения. Родился в Нижнем Новгороде и переехал вместе с родителями в Набережные Челны. Моя мама до сих пор работает на «КАМАЗе». Там я вырос, учился в школе. Набережные Челны для меня — родной город, я вижу в нем особую красоту. После школы поступил в КАИ, где учился два года. В Казани я стал много задумываться о смысле жизни. После долгих поисков понял, что инженерная работа не является моим призванием. Мое истинное призвание в служении Богу. У меня нет семьи. Я — монах, принадлежу католическому ордену.
Мои родители — православные, ходят в церковь не часто. К Богу я пришёл не в семье, а другими путями. Сначала общался с представителями протестантских общин. После переезда в Казань ходил на встречи с участием разных христианских конфессий. В их числе были два католических православных священника. Одним из них оказался отец Диогенес. Получается, что наше первое знакомство состоялось около 20 лет назад.
Когда принимал решение, в какую церковь мне обратиться, где-то в глубине меня произошло что-то фундаментальное. Я понял, куда меня действительно тянет. Было много возможностей, чтобы моя жизнь повернулась по-другому, но Бог направил меня. Я не закончил высшее образование в КАИ, с 1998 года начал подготовку к сану священника. В первые два года учился в единственной католической семинарии в Санкт-Петербурге. Последние четыре года семинарии обучался в Италии. Жил в небольшом городке, в 60 километрах от Рима. Я хорошо говорю по-итальянски и по-испански. После учёбы стал настоятелем в Омске, где служил около восьми лет. Там у меня было три небольших прихода. В 2013 году мне предложили продолжить обучение в семинарии. Обучался три года в Папском Урбанианском университете в центре Рима, где изучал философию. После этого приехал в Казань. Когда получил это приглашение, то с одной стороны испытывал радость, а с другой осознавал всю возложенную на меня ответственность.
Как много прихожан католической церкви в Казани, есть ли среди них известные люди? Есть ли католические приходы в районах республики?
–В других районах республики нет священников. Есть общины в Набережных Челнах и Нижнекамске, также католики проживают в Зеленодольске. Иногда они приезжают в Казань. Всего в Татарстане насчитывается около 500 приверженцев католической церкви, большая часть из них живёт в столице Татарстана. На воскресных богослужениях у нас бывает около 80-100 человек. На большие праздники собирается около 200 человек. Так, на пасхальные богослужения собралось около 180 человек.
В числе наших прихожан были и есть известные люди. К примеру, дети главного тренера команды «Рубин» проходят воскресную школу. Есть и другие. Игроки команд «Ак Барс» и «Рубина» заходят редко, поскольку очень заняты. У нас много иностранных студентов из Африки, Азии, Южной Америки. Кроме иностранцев есть жители Татарстана — потомки литовцев, поляков, немцев. Есть и люди, которые самостоятельно пришли к этому выбору, как я.
Как складываются отношения у католической церкви с представителями других конфессий, проживающих в Татарстане?
– У нас со всеми дружественные и добрососедские отношения. Казань –особенный регион, где проживают представители разных конфессий, две главные из которых — православие и ислам. Местные власти понимают, что нужно поддерживать добрые отношения между представителями разных национальностей и делают все для этого. В Казани отношения между мусульманами и христианами очень добрые. Это выгодно отличает Татарстан от всех регионов России. Здесь живут люди, которые тверды в своих традициях. В многонациональной республике сохраняется самобытность культур, традиций и религий разных народов.
Поделитесь, пожалуйста, планами на ближайшее время. Ждут ли приход кардинальные перемены?
– Когда приходит новый настоятель, то главный совет, который ему даётся — подождать с изменениями. Сначала нужно понять, что происходит в приходе, какая в нем ситуация. Для этого должен пройти год, а некоторые считают, что должно пройти пять лет. Казанский приход мне знаком, я посещал его в студенчестве. Отец Диогенес многое сделал, можно сказать, что я пришёл на все готовое.
Есть некоторые предложения со стороны прихожан и монахов, которые я рассматриваю.
В первую очередь нужно собрать братьев по вере, создать более тесную приходскую общину для общения. Люди меня просят об организации в приходе курсов богословской подготовки. Бывает, что в силу занятости они не могут углубиться в веру. Организация духовных курсов — это первая цель, которая стоит передо мной.
Летом в период отпусков у людей появится возможность чаще собираться. Будем проводить конференции, духовные упражнения. Мы их уже проводили перед Рождеством и во время Великого поста. Также планируем организовать летний духовный лагерь для молодёжи и небольшие концерты. Так, в следующее воскресение после богослужения у нас состоится духовный концерт.
Как давно был создан казанский приход?
– Приход был восстановлен после закрытия в советское время не сразу. В 1995 году у него не было собственного помещения. Первые богослужения проходили на квартире. В 1996 году администрация Казани передала часовню на Арском кладбище, где первое время собирались браться по вере. На Арском кладбище есть католические захоронения, часовня и склеп. В часовне совершались отпевания. В советское время их объединили в одно здание и сделали цех по производству гробов. В 1996 году эти здания были переданы католической церкви, там собиралась община.
С момента передачи иконы Божией матери в Казань в 2005 году со стороны государства велась большая работа по восстановлению храмов. Тогда было принято решение помочь католическому приходу. Раньше католики собирались в храме на пересечении улиц Толстого и Горького, но теперь это здание принадлежит КАИ. Были сложности с тем, чтобы передать приходу эту постройку. Поэтому администрацией города было принято решение выделить деньги и помочь с постройкой нового храма, который будет похож на прежний. Наш храм находится на улице Островского, напротив Баскет-холла. Он очень красивый, с росписями внутри. Храм был освящён в 2008 году, когда приход переехал в новое помещение. В часовне, которая находится на кладбище, сейчас проходят занятия Воскресной школы.
В этом году большой праздник в жизни верующих — Пасха, прошел с совпадением дат – католической и православной Пасхи. Такое происходит довольно редко, но в 2017 году праздник в двух обозначенных направлениях христианства отмечался в один день – 16 апреля. Чем отличаются пасхальные традиции и символы в католичестве?
–Действительно, католическая Пасха в этом году совпала с православной. Различие традиций связано с культурой народов. Например, в католической церкви есть традиция на пасху печь куличи. В Польше принято выпекать пасхального агненца — хлеб в форме ягнёнка. В Италии пекут хлеб, похожий по форме на голубя. В него добавляют вкусные добавки и фрукты. Яйца на Пасху используют не только православные, но и католики. Только в Италии это яйца из шоколада. Вообще яйцо является одним из главных подарков на Пасху.
Самый главный момент праздника — богослужение. Римско-католические пасхальные богослужения начинаются с благословения огня. Зажигается большая пасхальная свеча, которая символизирует Христа. Далее проводится крестный ход и торжественное крещение. Во время богослужения от большой свечи все люди зажигают свои маленькие свечи. Таким образом каждый уносит свет Христа в своём сердце домой.
В пасхальную ночь после богослужения в Италии устраивают небольшой стол, за которым едят только хлеб, иногда с вином. Это очень скромный праздник. На следующий день проводят торжественный обед. На праздник Пасхи в Италии есть выходные дни. В России сейчас тоже предлагают ввести один выходной день после Пасхи.
И напоследок – какое напутствие Вы бы хотели дать всем жителям Татарстана?
–Можно дать много советов. Но я занимаюсь философией и пока только планирую написать диссертацию по сочинениям Александра Солженицына. Мне в его трудах особенно нравится призыв не только надеяться на то, что сверху будет все решено, но и самим брать на себя ответственность за свою собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Мы должны научиться быть свободными. Свобода – это не только возможность делать все, что хочется. Нужно относиться к ней с большой ответственностью. Если мы хотим, чтобы наши дети жили лучше нас, нужно приложить к этому усилия. Нужно начать преобразования со своего дома и семьи, установить добрые отношения с соседями. Нужно брать на себя ответственность за усовершенствование окружающего нас мира и тогда мы будем ближе к Богу. Человек, который творит и преобразовывает мир к лучшему, приближается к Всевышнему. Всем желаю творить добро!
Автор: Наталья Рыбакова Фото: Рамиль Гали
Источник: