Сейчас полагается, наверное первый раз приветствие, хотя, наверное, больше в конце мессы привычно его говорить, но – Христос Воскрес! – Воистину воскрес! Литургия, которую мы сегодня совершаем, – единственная литургия в своем роде, о которой говорят, что она является матерью всех литургий, то есть самой главной. Потому что от нее берет начало все, что есть в Церкви, сама Церковь берет начало от того, что мы сегодня празднуем, от того, что мы сегодня совершаем. Мы празднуем победу Христа над смертью, мы празднуем Христово Воскресение. Поэтому само богослужение сегодня призвано помочь нам пережить ту же радость, которую переживали ученики Христовы, когда встретили Христа Воскресшего, встретили Того, о Котором они думали, что Он умер, что больше ничего не будет.

 

Наверное, чтобы немножко попытаться понять учеников, нужно вспомнить моменты, когда мы теряли кого-то из близких. То есть, когда мы осознаем, что этого человека, нашего родного, мы никогда больше не увидим. То есть мы знаем как христиане, что увидимся в будущей жизни, но все равно по-человечески тяжело понимать, что больше человека, с которым ты постоянно встречался, присутствию которого радовался, – его больше нет. Как раз мне накануне Пасхи пришлось совершать похороны два раза, то есть вчера и сегодня. Одни похороны были в одной семье из Нижнекамска, которые родом из Уруссу – это один из самых дальних поселков Татарстана. И другие в Набережных Челнах сегодня. И как бы люди ни крепились, всегда остается это осознание переживания горя: что теряешь что-то родное безвозвратно.

Но если мы посмотрим на то, что празднуем сегодня, вернее на то, что переживали ученики до этого, на то, что весь мир переживал до прихода Христа, можно сказать, что мы тоже переживали потерю. Потерю самого дорогого, но не просто потерю кого-то из наших близких, а потерю себя самих. Мы сами себя теряли, свою собственную жизнь. Теряли навсегда. Из-за греха, который приносит смерть, и который отлучает нас от самого близкого существа и самого дорогого, которым Сам Бог является. То есть, это мы были мертвыми, это мы были отдаленными от Бога, лишенными Его общения. И то, что мы сегодня празднуем, – это что-то новое, это начало жизни заново, не той, которая была прежде, во грехе, а жизни новой, обновленной.

Например, литургические жесты, которые мы совершали. Вне храма мы совершали освящение огня. В молитве написано: «Благослови этот новый огонь». Новый огонь – значит, не зажженный от каких-то старых свечей, которые были, которые поддерживают огонь, а пламень новый, заново зажженный. Однажды я присутствовал в провинции Милана, там зажигали от огнива новый огонь, чтобы было ясно, что это ни с чем, ни откуда не принесенный огонь, высеченный из камня, здесь. Потому что новое начинается, новый свет от этого огня.

Почему мы это делаем вне храма? Почему так поздно? Чтобы показать, что мы находились в темноте, что не было смысла для нашей жизни, не было света, который просвещает, который указывает путь, не было Христа. Пасхал, который мы освятили и который зажгли (пускай с таким трудом), символизирует Самого Христа, Который является светом, который нас просвещает. Когда мы с этим пасхалом заходили в храм, почему все должны были находиться вне храма? Потому что Христос первый заходит, Христос – Тот, Кто творит Церковь, благодаря Которому Церковь начинает быть.

 

И вот Он заходит в церковь, и Церковь начинает быть. Он заходит и приводит нас к общению с Богом, то есть вводит нас в храм Божий, водит нас на небеса. Поэтому мы находились вне, чтобы и это символизировать. Иногда это очень сильно символизируется, особенно в византийской традиции, вот и православные все уходят из храма и двери закрываются и молитва происходит перед открытием дверей. У греко-католиков священник еще и крестом стучит по двери с тем, чтобы двери открылись, то есть как бы показывая, что Крест Христов, что Христос, Он открыл двери Царства Небесного. И мы зашли в храм, занесли этот пасхал и начали от него зажигать свечи. И в последний раз, когда отец Габриэль поднял пасхальную свечу и провозгласил: «Свет Христа!», мы и весь свет в храме зажгли.

Чтобы показать, что вот она, радость – это свет, который Христос дает Своим Воскресением, который меняет нашу жизнь, который теперь дает нам надежду. И теперь у нас есть надежда. Христос победил грех, победил смерть, и мы теперь не можем отчаиваться, видя такую любовь к нам, не можем больше отчаиваться, видя Христову победу. Поэтому сегодня, особенно в этот день, в эту ночь, завтра, когда мы празднуем Пасху, всю пасхальную неделю и все время Пасхи мы можем постоянно приветствовать друг друга этими словами: «Христос Воскрес!» – «Воистину Воскрес!»

 

Эти слова, которые еще раз возгревают в нас радость от осознания, что теперь у нас есть надежда, что теперь мы не пропадем, что теперь Христос за нас заступится, и Он сможет победить. И мы с Ним сможем победить.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 15.04.2017 Месса Навечерия Пасхи