Мы продолжаем чтение Евангелия от Матфея, которое повествует о том, что Христос говорил в Нагорной проповеди, какие новые заповеди или обновленные, более углубленные заповеди Он нам дает, какие ставит задачи. И задача эта в том, чтобы любить ближнего. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф 5, 44). Иисус Христос доводит до предела эту заповедь любви к ближнему, которая встречается еще в Ветхом Завете: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Теперь врага нужно любить, любить тех, кого нам не хочется любить.

Как нам полюбить ближнего? Обычно мы любим тех, кто нам симпатичен. Поэтому, чтобы полюбить ближнего, раз мы знаем, что Христос ставит перед нами эту задачу, мы пытаемся найти в конкретном ближнем что-то, что нам симпатично, ищем причину, по которой мы можем его любить. И на самом деле, это естественно, потому что мы любим за какое-то благо, которое есть в ближнем, которое мы встречаем. Но возникает проблема, когда мы такой причины в ближнем не находим, или она кажется нам не особенно весомой. Когда человек, например, к нам плохо относится, обижает нас, или просто нам неприятен, противен в силу различных причин. Как, например, в силу своего характера, недостатков, грехов, которые он совершает, или внешне человек может быть непривлекателен. Поэтому мы не столько любим его, сколько стараемся его как-то сторониться, зная, что Христос повелевает не ненавидеть, по крайней мере, не быть с ним рядом.

Но это не совсем то, о чем просит Христос. Он просит любить. Любить в том числе тех, кто против нас, кто сознательно действует против нас. Поэтому возникает эта дилемма: как можно любить человека, у которого, на наш взгляд, нет никаких качеств, за которые мы могли бы его любить. Наоборот, все качества этого человека предназначены только для того, чтобы его ненавидеть. Как быть? Проблема в том, что мы плохо ищем, за что любить человека. Мы ищем причины только в человеческой перспективе, можно сказать, в мирском измерении – то есть то, что обычно делают все остальные люди.

Как говорит Иисус Христос: «Если вы любите только ваших родственников, чего особенного делаете? Не так ли поступают язычники? Если вы любите только тех, кто вам добро делает, чего особенного делаете? Так делают и фарисеи». То есть, другие люди поступают так же, то есть ищут, за что любить, но в чисто мирском измерении. В таком, чисто мирском измерении сложно полюбить ближнего, потому что бывает сложно найти, за что его любить. А Христос призывает нас взглянуть на нашего ближнего в другой перспективе. То есть взглянуть на ближнего глазами Самого Бога, насколько это у нас может получиться.

За что же Бог любит человека, конкретного человека, со всеми его недостатками, грехами и со всеми положительными качествами? Конечно, что касается положительных качеств понятно, Бог любит праведника за его праведность, потому что тот праведен, поступает хорошо, потому что он свят. Но грешников Бог тоже любит. А за что Бог любит грешников? Почему Бог хочет, чтобы грешник не был наказан? Почему хочет не низвергнуть его сразу в геену огненную, чтобы он больше тут никому не мешал, а все-таки ждет его обращения? Почему Бог любит меня, грешника? С этого надо начинать. Я перед Богом грешен. Почему Он меня любит? Любит, потому что мы все для него дети. А детей, даже нерадивых, даже заблудших настоящие родители, добрые родители, никогда не бросят, даже если они живут отвратительной жизнью. Всегда о них беспокоятся, всегда пытаются каким-то образом помочь, особенно таким детям, которые находятся в беде, в жизненной беде. Так и Бог не бросает тех своих детей, которые находятся в опасности вечной гибели, то есть, которые живут во грехе, и пытается привести их к Себе.

Поэтому нам следует осознать, понять прежде всего эту любовь Божию ко грешникам, то есть ко мне, грешнику, к себе лично, эту любовь, которую мы не заслужили. Потому что, чтобы заслужить, нужно быть святым, нужно быть праведным. Эту любовь Бог дарит не потому, что она нам полагается по справедливости, но дарит щедро, от Себя, спонтанно, от Своей полноты. Потому что Бог не может не любить. Потому что как мы знаем из первого Послание от Иоанна: «Бог есть любовь» (1 Ин 4,8 ). Для Бога быть и любить – это то же самое, Бог есть и Он любит. «Быть и любить» – это одно и то же. Это значит, что Он не может не любить, как не может не быть, как не может не быть Богом. Быть Богом для Бога – это любить. И Он любит нас не по нашим заслугам, Его любовь мы узнаем, особым образом, в жертве Христовой, принесенной ради нашего спасения, ради искупления всех людей.

Тогда как нам полюбить ближнего? Есть несколько шагов. Первый шаг – нужно осознать, что мы сами недостойны, по нашим грехам недостойны быть любимыми Богом. Понять, что мы недостойны. Второй – осознать, что, несмотря на всю нашу недостойность, Бог нас любит, несмотря на все грехи, на все оскорбления, на всю нашу неверность по отношению к Нему, Он нас любит. Третий – проникнуться этой Его любовью к нам, чтобы видя, как велика Его любовь, и нам в ответ полюбить Его, чтобы и нам любить Бога в ответ. Четвертый – увидеть, что я не один такой грешник, недостойный, которого Бог любит, но есть и ближний, которого любит Бог и которому желает спасения.

Возможно, этот ближний – тот человек, который мне не нравится, тот человек, который, может быть, причинил мне много зла, может быть, и другим людям причинил много зла. Надо понять, что и его Бог любит, как и меня, его недостойного, как и меня недостойного. И попытаться полюбить то, что любит любящий меня Бог. Если Он тот, Кого я люблю, то я хочу любить, что Он любит, и хочу любить тех, кого Он любит. Если Бог любит этого грешника, с которым я встречаюсь, который рядом со мною, любит его и хочет его спасения, то я должен и проникнусь этой любовью к нему.

Этой любовью, которая, может быть, не будет выражаться эмоционально, как выражается эмоционально любовь к нашим близким, когда мы бежим к ним навстречу, обнимаем их и говорим: «Как я рад тебя видеть!», но любовь, которая будет болеть за ближнего, за то, что он живет во грехе, за то, что он находится в опасности вечной погибели. Тогда мы сможем таким образом полюбить нашего ближнего.

Попросим сегодня Господа нашего Иисуса Христа даровать нам этот дар – прежде всего, раскрыть Его любовь к нам, во-вторых, полюбить нам Его, видя Его безграничную любовь, и в-третьих, полюбить и ближнего той же любовью, которой Бог их любит.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 19.02.2017