Сегодня Церковь празднует Крещение Господне. Об этом повествует Евангельское чтение. Сегодня, в этот год, мы читаем Евангелие от Матфея. В разных Евангелиях повествуется об одном и том же, о моменте, в который началась публичная жизнь Иисуса Христа, когда Он проповедовал, исцелял, изгонял бесов, воскрешал мертвых. Та жизнь, о которой у нас больше всего сведений. Некоторые Евангелия, как, например, от Марка, начинаются с Крещения Иисуса Христа, то есть практически первые строки этих Евангелий о Крещении. Что такое это Крещение? Почему Иисус Христос пришел креститься от Иоанна? Что делал Иоанн, крестя? Иоанн проповедовал покаяние, проповедовал подготовку к приходу Господа Иисуса Христа. Люди, которые приходили к Иоанну, исповедовали свои грехи, то есть, это было покаяние. И Иисус Христос приходит и встает в эту очередь, которая продвигается к Иоанну, находящемуся в реке Иордан и совершающему крещение одного за другим. Поэтому Иоанн, когда видит перед собою Иисуса Христа, Который пришел принять это крещение, недоумевает и говорит такие слова: «мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3,14). То есть это мне надо со своими грехами приходить к Тебе, зачем Тебе приходить ко мне, у Тебя же нет грехов.

И, правда, Иисус Христос не был грешником. Он был «полным благодати и истины», как об этом пишет евангелист Иоанн. Тогда зачем Христос пришел креститься? Говорят, что есть две причины: первая – это солидарность с людьми, с тем, чтобы полностью быть одним из нас насколько это возможно. Конечно, мы знаем, что Иисус Христос подобен нам во всем, кроме греха, и, поэтому, Ему не в чем было каяться, когда он подошел к Иоанну. То есть своих собственных грехов у Него не было. Но мы знаем, что Христос пришел, чтобы взять на Себя грехи мира, наши грехи, и поэтому Христос приходит к Иоанну, представляя все человечество, природу которого Он воспринял, став человеком, и грехи которого на Себя возложил, став одним из нас.

Он принимает на Себя наказание за наши грехи, «истребив учением бывшее о нас рукописание» (Кол 2, 14). То есть какое-то рукописание, как пишет апостол Павел к Колоссянам, истребляет то рукописание, которое осуждает нас за наши грехи (как судебный акт), «которое было против нас, и Он взял Его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол 2, 14). Пригвоздил ко древу, как пишет к Колоссянам апостол Павел. В другом месте пишет к Коринфянам: «Ибо не знавшего греха {то есть Христа, Который не знал греха} Он сделал для нас жертвою за грех, {или Он сделал для нас грех, грехом сделал – таким образом выражается апостол Павел}, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5, 21). Христос сделался ради нас грехом, то есть жертвует Собою за грех, чтобы мы сделались праведными перед Богом. К Галатам Павел еще раз пишет: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал 3, 13).

Мы видим, что Иисус Христос в этом Крещении уже предвозвещает свои страдания. Этим погружением, которое Он принимает от Иоанна, Он предвещает Свое погребение, Свою смерть, которая будет принята от людей. Христос становится в ряд с грешниками, чтобы очистить наш грех. Его Крещение неразрывно связано с Его страстями, с Его страданиями на Кресте. Он Сам говорит о Своих страстях как о Крещении, когда указывает Своим ученикам на то, что с Ним должно произойти, говоря: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12, 50). И говорит Он не просто о крещении, о погружении, а уже о Кресте. «Не знаете, чего просите, – говорит Он двум своим ученикам, – Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк 10, 38). То есть говорит о чаше и о крещении как о тех страстях, которые Его ожидают.

Говорит о Крещении, которое Он примет, о Крещении кровью, которую Он прольет на Кресте. То же самое об этом говорит и Катехизис Католической Церкви: «Крещение Иисуса с Его стороны есть приятие и начало Его миссии страждущего служителя» (Катехизис, 536). Он принимает миссию страдания. Он позволяет причесть Себя к грешникам. Он уже есть Агнец Божий, Который берет на себя грех мира – на что впоследствии укажет Иоанн Креститель двум из своих учеников. Он уже предвещает крещение Своей кровавой смертью, Он уже приходит исполнить всякую правду, о чем говорит Он сейчас Иоанну Крестителю в своем Крещении и о чем мы знаем: «исполнение правды» – это то, что Он должен совершить в Своих страстях. То есть, Он весь подчиняется воле Отца. Из любви Он соглашается на это Крещение смерти ради отпущения наших грехов. Это, можно сказать, первая причина, почему Христос принимает Крещение от Иоанна Крестителя.

Вторая причина – это провозглашение, или с этого момента, можно сказать, открыто начинается новый этап Божьего откровения. Можно сказать, начинается в некотором смысле Новый Завет, новое откровение. Крещение – это момент Богоявления. Мы праздновали Богоявление два дня назад, вспоминая явление Иисуса Христа этим мудрецам, которые пришли с Востока. Но в древности это все праздновалось в один день: Богоявление, даже молитвы некоторые сохранились в праздник, который мы праздновали, говорили, что мы сегодня празднуем мудрецов, которые приходят; Крещение Иисуса Христа в Иордане, то есть два дня назад, в Богоявление; и чудо пресуществления воды в вино во время брака в Кане Галилейской.

Крещение – это момент Богоявления и не просто Богоявления, а явления Бога как Троицы. С одной стороны, это начало миссии Иисуса Христа, с этого момента Он начинает проповедовать. Но посмотрите, как себя открывает Троица в этот момент? Христос восстает из воды, выходит из воды и видит небеса отверстые. Иоанн видит Духа Святого сходящего как голубя и пребывающего на Иисусе Христе, то есть видит Христа, видит Святого Духа и слышит голос Отца, Который говорит ему: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мк 9, 7). То есть Бог открывает Себя во всех трех лицах в этот момент. Пресвятая Троица открывается как Троица именно в день Крещения Христова. Открывается и тайна воплощения, то есть то, что Бог стал человеком, что это Сын Божий стал человеком, ибо Бог говорит, Отец говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Не просто, Мой пророк, не просто Мой человек, которого Я поставил, которого Я выбрал, но Сын, Которого Я люблю.

Это тоже открывает событие, то есть Крещение Иисуса Христа, которое мы сегодня празднуем. И также открывает то, что произойдет потом, после Вознесения Иисуса Христа, после сошествия Святого Духа, то есть Церковь, установление Церкви. Ибо крещение – это то Таинство, посредством которого мы входим в Церковь и приобщаемся полноты благодати Божьей и Его спасения. И Крещение Иисуса Христа, как говорили многие отцы Церкви, это тот момент, когда Христос устанавливает само Таинство крещения, и когда воды от соприкосновения с Его плотью, со Христом приобретают свойство омывать не только тело, но и человеческую душу от греха. Поэтому день сегодня особенно знаменательный.

Благодарим нашего Господа Иисуса Христа за то, что Он для нас совершает, за то, что Он совершил, за то, что Он начал в день Своего Крещения от Иоанна. И просим благодати, чтобы нам быть верными Ему, быть верными в тех обетах, которые либо мы сами, либо наши крестные за нас давали Богу в день нашего крещения.

о.Андрей Старцев

Аудио можно послушать здесь Проповедь 08.01.2017