Святой Тимофей Эфесский (ок. 17 — ок. 80) – апостол от семидесяти, ученик апостола Павла, первый епископ Эфесский.
Тимофей был, как сообщают Деяния апостолов, сыном иудеянки, обратившейся в христианство и эллина; во Втором послании к Тимофею сообщаются имя его матери — Эвника, и бабушки (также христианки) — Лоида. Тимофей жил в городе Листра в провинции Ликаония. Он обратился, вероятно, под влиянием проповеди апостола Павла в Листре во время его первого путешествия (Деян. 14:5-22), около 48 — 49 гг.
Во время своего второго путешествия Павел вновь посетил Листру и на этот раз взял Тимофея с собой (Деян. 16:1-3). Тимофей был одним из самых верных и любимых учеников апостола, Павел называет его «мой возлюбленный и верный в Господе сын», «брат наш и служитель Божий». Тимофей, несмотря на молодость, выполнял ряд важных поручений апостола — он проповедовал фессалоникийцам (1Фес 1-6), наставлял в вере коринфян (1Кор. 4:17). Посылая Тимофея к филиппийцам Павел говорит о нём: «ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас… его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2:19-23).
Освободившись из своего первого заключения в Риме, апостол Павел предпринял с Тимофеем поездку на Восток, и оставил Тимофея в Эфесе епископом. Когда Павел вновь был заключён в Риме под стражу, Тимофей посетил его в заключении. После смерти Павла в 67 году, Тимофей вернулся в Эфес. О его последних годах достоверной информации нет, предание сообщает, что он, как и его учитель, умер мучеником около 80 года.
К Тимофею обращены два пастырских послания апостола Павла (1-е послание к Тимофею, 2-е послание к Тимофею), вошедшие в состав Нового Завета.
Также Тимофей упомянут в первых стихах 2-го послания к Коринфянам, Послания к Филиппийцам, Послания к Колоссянам, 1-го послания к Фессалоникийцам и 2-го послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону, что скорее всего означает, что Тимофей записывал эти послания со слов Павла. Возможно, что он был соавтором некоторых из них.
По церковному преданию Тимофей в 80 году принял мученическую смерть от язычников. Его мощи в IV веке были перенесены в Константинополь.
Святой Тит, апостол от 70-ти.
Ученик апостола Павла. Родом с острова Крит. Вначале был язычником, но, ища истины у греческих философов и поэтов, жил добродетельно, избегая всего бесчестного и порочного, и всю свою жизнь оставался девственником. Когда Титу исполнилось двадцать лет, он во сне получил от Бога повеление прочесть еврейские книги. Прочитав Книгу пророка Исаии, св. Тит уразумел языческое заблуждение и познал истинного Бога. В это время до критян дошли слухи о Христе — Боге, явившемся во плоти, живущем среди людей в Иерусалиме и творящем великие чудеса. Чтобы проверить основательность этих слухов, правитель Крита, приходившийся Титу дядей, послал его в Иерусалим. Здесь св. Тит увидел Господа, был самовидцем многих Его чудес, страданий и воскресения и после Пятидесятницы, возвратившись, рассказал все на родине. Когда «дверь веры была открыта и для язычников» Тит принял святое крещение от св. апостола Павла, был сопричислен к 70-ти апостолам и вместе со своим учителем проповедовал Христа в разных странах, а потом, при посещении Крита, был поставлен епископом. Не оставляя без научения своего ставленника, апостол Павел написал ему послание относительно избрания пастырей и об обязанностях пастырского служения. Апостол питал к св. Титу великую любовь о Господе, что особенно видно из его Послания к Коринфянам. Совершая епископское служение, св. Тит неусыпными трудами и чудесами обратил ко Христу многих язычников. Особенно много их обратилось к истинной вере после того, как святой, проходя мимо уже заканчивающейся постройки идольского храма, помолился, и храм упал и разрушился до основания. Узнав, что его учитель послан в оковах в Рим, св. Тит ходил туда, чтоб видеть его страдальческий подвиг, и пробыл там до кончины св. апостола Павла. Предав погребению своего учителя, св. Тит возвратился в Гортину к своей пастве.
Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры Христовой, святой мирно почил о Господе на 94-м году жизни.
Честные его мощи почивали в кафедральном соборе Гортины. После опустошения острова сарацинами в 823 г. от мощей его осталась здесь одна глава, которая и была перенесена в Венецию в храм св. Марка. По другим сведениям, глава апостола хранилась на Крите в храме его имени.
Источник: Католический блог