Библейские чтения: Деян 5, 27b-32. 40b-41; Откр 5, 11-14; Ин 21, 1-19
«Опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском» (Ин 21,1). Такое впечатление, что Апостол Иоанн решил добавить еще один рассказ к своему Евангелию. Читая Евангелие от Иоанна, дочитываем 20 главу и, кажется, что Евангелие на этом заканчивается. А потом оказывается, что есть еще одна глава, предоставленная Иоанном как еще одно доказательство того, что Христос воистину воскрес. Таким образом, последняя глава Иоанна рассказывает о явлении воскресшего Иисуса на берегу небольшой бухты Галилейского озера, в районе древнего селения Табха. На месте этого явления сейчас стоит небольшой каменный храм, называемый – Храм первенства Апостола Петра. Церковь стоит в скале, непосредственно рядом с берегом озера, и главным почитаемым местом церкви служит скала в алтарной части, «стол Христов» (mensa Christi).
Этим явлением Иисус дал ученикам Своим и всем нам еще одно подтверждение Своего Воскресения. Действительно, это очень сильно повлияло на учеников, потому что спустя некоторое время Апостол Петр скажет, что Бог воскресил Иисуса «и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян 10, 41). Возможно, когда Петр так говорил, имел ввиду именно этот эпизод, когда Иисус Сам приготовил для своих учеников трапезу.
Евангельский рассказ захватывает, когда Иисус во время трапезы зовет Петра и, отойдя в сторону, троекратно вопрошает его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин 21,15). И Петр, который ранее трижды от Него отрекся, трижды свидетельствует о своей любви к Господу. Наверное, это один из самых красивых диалогов, которые только существуют в литературе.
В этом эпизоде впечатляет, прежде всего, тот факт, что Иисус остается верным Своему обещанию Петру, несмотря на то, что Петр оказался неверным своему обещанию Иисусу: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф 26, 35). Иисус дал понять и Петру и всем нам, что Он не оставляет Петра и не отрекается от того, что Он ему обещал, из-за того, что Петр от Него отрекся. В ответ на троекратное отречение Петра Господь трижды утверждает его в апостольском достоинстве: «паси овец Моих». Иисус подтвердил Свое доверие Петру и дал ему новую возможность. Иисус доверил Петру продолжить Его миссию на земле. «Ты – камень» – сказал однажды ему Иисус, – «и на сем камне Я создам церковь Мою». И когда казалось, что Петр не оправдал возложенные на него надежды из-за предательства и слабости, доверие и прощение Учителя сделали его новым человеком, сильным и верным до самой смерти.
Господь всегда дает людям новую возможность и не оставляет их после первой ошибки.
Братья и сестры, мы в день нашего крещения, подобно Петру, обещали Богу перед братьями нашими, что мы будем верить в Него и в Церковь, и будем бороться против греха, чтобы грех не господствовал над нами. Однако случаются падения, случаются отречения. Но Иисус, как показывает этот эпизод, приходит к нам и заново задает этот же вопрос: «любишь ли ты Меня?».
Если бы мы подражали поведению Христа по отношению к Петру, и продолжали доверять тем, кто ошибается, наверное, было бы намного меньше людей, оказывающихся за бортом, потому что, возможно, однажды в жизни не оправдали надежды других. Господь так не делает. Он никому не говорит: «Ты больше не способен ни на что». Нет. И подтверждение этому Петр. Он опять стал во главе учеников, и руководил Церковью в трудные моменты её начала. В первом чтении мы читали об этом. Кажется, что речь идет о другом человеке, но это тот же самый Петр. Это ведь он сказал: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5,29). Как уверенно и мужественно он себя ведет! Видите, как важно поступать, как Иисус и продолжать доверять детям, молодым людям, супругам – друг другу, и вообще всем, когда случаются ошибки, чтобы люди могли заново почувствовать, что их любят, что им доверяют. Это может спасти многих от неудачи.
Еще одну вещь хотел бы заметить. Утверждая Петра в апостольском достоинстве, Иисус спрашивает его не об учении Его, а о любви. Иисус знает, что наступило время, когда ученики должны исполнить ту миссию, для которой Он их избрал: идти по всему миру, неся свидетельство о Нем, о Воскресении Его. И не спрашивает Петра: «Ты все понял? Понял ты мои проповеди, моё учение? Ты готов учить других?» Нет, вопрос не об этом, а: «Любишь ли ты Меня?». Казалось бы, важнее, чтобы Петр знал, о чем говорить, идя по всему миру, тем не менее, Иисус спрашивает о любви.
В самом деле, христианство – это не вопрос моральных правил или глубоких знаний. Мы не становимся хорошими католиками, потому что знаем катехизис наизусть, или потому что вступаем в бурные дискуссии о вероучении в блогах; становимся учениками Иисуса по-настоящему, когда мы любим, когда выучили этот урок про любовь: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». И когда любовь превращается в служение друг другу. И вопрос к Петру именно об этом. Не о том: «Хорошо ли ты, Петр, понял все, чему я учил? Тебе ясно то, что я делал? Хорошо выучил то, чему ты должен учить других?» Ничего подобного! Не о том вопрошает Иисус. И получив ответ от Петра, Иисус доверяет ему Церковь: «Паси овец моих» (Ин 21,17). Господь поручает дело спасения любви, а не учению.
В заключение еще одна мысль: когда Иисус спрашивает Петра, Он спрашивает также и нас. Святой Августин в одной из своих проповедей говорит, что Петр в тот момент представлял всю Церковь. «Тебе не кажется?» – говорит Св. Августин, – «что Господь спрашивает также и тебя? Неужели только Петр должен был ответить, а мы – нет?» «Любишь ли ты Меня?» – это вопрос адресован к каждому христианину. Каждого из нас Иисус сегодня спрашивает, обращаясь по имени: «Любишь ли ты Меня?» Августин говорит: воспринимай эти слова как зеркало и смотри через них на себя, смотри внутрь себя.
Господь заповедает нам любить Его. И, возможно, мы в состоянии ответить: «Да! Я люблю Христа». Св. Августин продолжает, цитируя Апостола Иоанна: Но если не любишь брата своего, которого видишь, как можешь любить Бога, которого не видишь? Иисус просит, чтобы через любовь к овцам Его, мы доказывали любовь к Нему. Следовательно, недостаточно говорить, что любим Христа, если братьев наших не любим.
Братья и сестры, Господь и нас спрашивает сегодня: «Любишь ли ты Меня?» И нам тоже говорит: «Паси овец Моих». Т.е., любите друг друга, ближних своих, всех.
«Иди за Мною», говорит Иисус в заключении Евангельского рассказа, приглашая нас любить, как Он и доверяя нам братьев Его – родных и близких наших, о которых следует заботиться с любовью.
Просим Господа, чтобы мы, встречая воскресшего Господа в Его Слове, в Святом Причастии, со смирением и искренностью Петра так же ответили Ему: «Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя».
о. Диогенес.
Источник фотографий: Сайт об Израиле