«Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9, 13)

Дела милосердия в Юбилейном Году

1. Мария – икона Церкви, которая евангелизирует, поскольку евангелизирована сама.

В булле, провозглашающей Юбилей, я написал: «Пусть Великий Пост в Год Юбилея будет переживаться еще более интенсивно, как важный момент, чтобы почитать Божие милосердие и вкушать от него» (Misericordiae Vultus, 17). Призывом к слушанию слова Божия и инициативой «24 часа для Господа» я хотел подчеркнуть примат молитвенного вслушивания в Божие Слово, прежде всего пророческое. Ибо милосердие Божие – это послание, обращенное к миру, и при этом каждый христианин призван лично встретиться с ним. Поэтому во время Великого Поста я пошлю Миссионеров Милосердия, дабы они стали для всех верных знамением Божия прощения и близости.

Восприняв от архангела Гавриила Благую Весть, Мария в своем гимне Magnificat пророческим образом прославляет милосердие избравшего Ее Бога. Таким образом обрученная Иосифу Дева из Назарета стала совершенной иконой Церкви, которая евангелизирует, поскольку сама постоянно евангелизируема Святым Духом, осеменяющим ее девственное лоно. В традиции пророков милосердие, как это следует из самой этимологии данного слова, находится в теснейшей связи с материнским лоном (рахамим), а также с великодушной добротой, верной и сопереживающей (хесед), свойственной супружеским и внутрисемейным отношениям.

2. Завет Бога с людьми: история милосердия.

Тайна Божия Милосердия явлена в истории Завета между Богом и Израилем. Бог всегда богат милосердием и в любых обстоятельствах готов окружить Свой народ огромной нежностью и сочувствием, но прежде всего – в самые драматические моменты, когда неверность разрывает союз и его требуется заключать заново более прочным образом, в справедливости и истине. Всё это – подлинная драма любви, в которой Бог играет роль преданного Отца и супруга, а Израиль – неверного сына или дочери и жены. Именно эти образы, почерпнутые из семейного обихода, как, например, в Книге Осии (ср. Ос 1-2), иллюстрируют, как сильно Бог желает стать близким Своему народу.

И эта драма любви достигает своей кульминации в Сыне, ставшем человеком. Бог излил на Него Свое безграничное милосердие, превратив Его в «воплощенное Милосердие» (ср. Misericordiae Vultus, 8). Как человек, Иисус из Назарета – это полноценный сын народа Израиля. Он воплощает в Себе то совершенное послушание Богу, которого требует от каждого еврея Ш’ма Исраэль: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор 6, 4-5). Сын Божий – это Жених, делающий всё возможное, чтобы добиться взаимности у Своей Возлюбленной. Его соединяют с ней узы безусловной любви, которые становятся явными в вечном обручении с нею.

Здесь – трепетное сердце апостольской керигмы, в которой Божьему милосердию отводится главное и основополагающее место. Оно – «красота спасительной любви Бога, явленной в Иисусе Христе, умершем и воскресшем» (Evangelii gaudium, 36), важнейшее послание, «к которому следует постоянно прибегать и вслушиваться в его различные аспекты, которое следует постоянно возвещать во время катехизации» (там же, 164). Ведь милосердие – это характеристика поведения Бога по отношению к грешнику, которому «предоставляется еще одна возможность сокрушения, обращения и обретения веры» (Misericordiae Vultus, 21), чтобы тем самым восстановить свои отношения с Господом. В Распятом Иисусе Бог стремится добраться до грешника, ушедшего от Него максимально далеко, встретиться с ним именно там, где тот потерялся и скрылся. Бог делает это в надежде, что Ему удастся тронуть ожесточившееся сердце Своей Невесты.

3. Дела милосердия

Божие милосердие преображает сердце человека и позволяет ему познать вкус верной любви, тем самым прививая ему способность самому быть милосердным. Непрестанно повторяющимся чудом является тот факт, что Божие милосердие способно оживотворить каждого из нас, побуждая нас возлюбить ближнего и творить то, что традиция Церкви привыкла называть делами милосердия, касающимися тела и души. Всё это напоминает нам о том, что наша вера выражает себя в конкретных повседневных делах помощи нашим ближним в их физических и духовных нуждах, и на основании этих дел, к которым относятся «накормить», «посетить», «утешить», «научить», мы и будем судимы. Поэтому я пожелал всем христианам «во время Юбилея задуматься, как они могут творить дела милосердия относительно тела и души. Тем самым сможет пробудиться наша совесть, часто спящая перед лицом драмы бедности, и мы сможем глубже проникнуть в смысл Евангелия, в котором именно нищие находятся в привилегированном положении благодаря Божию милосердию» (Misericordiae Vultus, 15). Ведь в бедном и нуждающемся человеке Тело Христово «вновь становится осязаемым в страждущих, израненных, подвергшихся бичеванию, голодающих, беженцах…, дабы мы смогли узнать Его, коснуться Его и заботливо помочь Ему» (там же). Невиданная и шокирующая тайна продолжающихся в истории человечества Страстей Невинного Агнца, тернового куста, пылающего бескорыстной любовью, перед которым можно только, подобно Моисею, снять обувь с ног своих (ср. Исх 3,5); и в первую очередь – если этим нищим является брат или сестра во Христе, страдающие по причине исповедуемой ими веры.

Перед лицом этой любви, «крепкой, как смерть» (ср. Песн 8, 6), самым жалким нищим является тот, кто отрицает, что он – нищий. Ему кажется, что он – богат, а в действительности он – беднейший среди нищих. И это потому, что он – раб греха, повелевающего ему использовать имеющиеся у него богатства и власть не для того, чтобы служить Богу и ближним, а для того, чтобы заглушить в себе мысль, что и он сам – тоже убогий побирушка. И чем большим богатством и властью такой человек располагает, тем большей является эта ослепляющая его иллюзия. Доходит до того, что он вовсе не желает замечать бедного Лазаря, просящего милостыню у дверей его дома (ср. Лк 16, 20-21). Но Лазарь символизирует Иисуса Христа, просящего нас через нищих о нашем обращении. Лазарь – это данная нам Христом возможность обращения, которую мы, быть может, не замечаем. Этому ослеплению сопутствует горделивая жажда могущества, от которой распространяются вокруг зловещие, прямо сатанинские слова: «будете как боги» (Быт 3,5). Здесь следует искать источник всякого греха. Это стремление может облечься в социальные и политические одежды, как это было в тоталитарных идеологиях XX века, и в современных «единственно правильных» идеологиях и технократиях, в которых Бог становится чем-то неважным, а человек сводится к массе, которой можно манипулировать. Сюда же следует отнести и структуры греха, использующие модель иллюзорного «развития», основанного на культе денег, приучающие богатых индивидов и богатые социумы игнорировать нужды бедных, захлопывать перед их носом дверь, вовсе не желающих видеть их.

Итак, Великий Пост в этом Юбилейном Году предоставляет всем верным превосходную оказию, чтобы преодолеть собственное отчуждение, слушая слово Божие и творя дела милосердия. Совершая дела милосердия касательно тела, мы касаемся Тела Христова в наших братьях и сестрах, которые нуждаются в том, чтобы их накормили, одели, приняли в своем доме, навестили; в то время как посредством дел, относящихся к сфере духа – таких как добрые советы, наставления, прощение обид, предостережения, – мы оттачиваем собственную любезность. По этой причине дел милосердия относительно тела и относительно духа не следует отделять друг от друга. Ибо, касаясь в лице бедного человека тела Христа Распятого, грешник имеет шанс осознать, что и сам он – несчастный нищий. В этом случае также и «гордые», «сильные», «богатые», о которых упоминается в Magnificat, смогут обнаружить, что и они незаслуженно возлюблены Христом Распятым, что Он умер и воскрес также и них ради. Только эта любовь может удовлетворить ту жажду бесконечного блаженства и любви, которой снедаем человек и которую он напрасно пытается утолить в культе знаний, богатства и власти. Но постоянно остается актуальной и та опасность, что гордые, сильные и богатые, умышленно захлопывая двери своих сердец, в которые Христос стучится через бедных и нуждающихся, сами приговорят себя и ввергнут себя в бездну одиночества, коя и есть ад. Вот поэтому и для них, и для нас остаются в силе с такой болью произнесенные Авраамом слова: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк 16, 29). Вслушивание в Слово и воплощение его в жизнь наилучшим образом готовит нас к празднованию окончательной победы Воскресшего Жениха над грехом и смертью, победы Того, Кто желает очистить Свою Возлюбленную, ожидающую Его возвращения.

Так не допустим же, чтобы столь полезное для обращения время Великого Поста прошло для нас впустую! Мы попросим об этом, прибегая к материнскому ходатайству Девы Марии, первой уничижившей себя в виду величайшего дара бескорыстного Божия милосердия (ср. Лк 1, 48) и смиренно назвавшей себя рабой Господней (ср. Лк 1, 38).

Ватикан, 4 октября 2015 г.
Праздник св. Франциска Ассизского

Франциск

(Перевод «Сибирской католической газеты»)