ЗЕНОН СТАШЕВСКИ:

Без-имени-3

У моих родителей в Литве произошел переход от сельской жизни к городской. Они родились и какое-то время жили в деревне, потом переехали в город. Деревня осталась недалеко от города, километров в восьмидесяти, частенько туда ездили и потом. Традиции, в том числе рождественские, оставались там. В городе все приобретало более практичный образ.

Из моих детских воспоминаний. Однажды зимой, когда мне было лет пять, и я немного это помню, я застрял в деревне, мы не могли уехать, и как раз подошло Рождество. Дедушка и дядя сходили за елкой в лес. И у нас было тогда традиционное Рождество.

Что за традиции? Стол обычно устилается сеном, сверху покрывается белой скатертью. Обязательным элементом являются двенадцать разных блюд, без мяса. И, конечно, присутствует то, что по-польски называется «оплаток», по-литовски «оплателис». Это Гостия прямоугольной формы с изображениями Иисуса, Марии, рождественских сценок. Они освящаются и занимают центральное место на рождественском ужине. Самый старший в семье поздравляет, и при этом идет преломление, он делится этим освященным хлебом со всеми. Дальше каждый (это, наверное, идет из далеких языческих времен) должен попробовать обязательно от каждого из двенадцати блюд.

01

Есть еще малораспространенная традиция, о ней знают только, наверное, в Белоруссии, в восточной части Польши и в Литве. Пекутся маленькие хлебцы, 2-3 сантиметра в размере, даже меньше бывают, в тесто добавляется мак. На польском они называются «свежики», на литовском – «кучуки». Кучус – это Сочельник Рождества. Эти хлебцы воспринимаются как символ Рождества. На следующий после Сочельника день, в само Рождество, эти хлебцы берут с собой, когда идут в гости, они – обязательное дополнение к основному подарку.

Одно из рождественских «происшествий», которое осталось у меня в памяти, относится к последним годам советской власти в Литве (примерно 1988 год), когда сильно репрессивное давление на религию уже закончилось, но расцвета веры еще не было. Была такая «акция» – часов в восемь вечера в Сочельник по всей Литве зажигались свечи и выставлялись на окна. Это было одно из незабываемых зрелищ! В советское время ведь все немного скрывали веру, особенно, представители руководящих органов, которые даже исповедоваться ездили в деревню, была слежка за ними. А тут – многоэтажные дома в свете свечей как свидетельство веры многих людей. Это было очень необычно и поэтому запомнилось надолго.

В своей семье сейчас мы делаем все намного проще. Никакой гонки за кулинарными излишествами нет, потому что времени нет, да и зачем? В современной Литве, как я читаю иногда, происходит такое, что бабушки и дедушки традиции блюдут вплоть до того, что заставляют детей насильно пробовать все двенадцать блюд, и другие курьезы происходят.

Мы сохраняем традицию преломления освященного хлеба, традицию огня – выключаем свет и зажигаем свечи. Еще мы сохраняем такую традицию: ставим одну дополнительную тарелку с прибором в память о тех, кто ушел в этом году в мир иной, и о тех близких и дорогих людях, кто далеко от нас находится. Эта традиция дает единение с другими – с теми, кого мы хотели бы видеть рядом, но кого по ряду причин рядом с нами сейчас нет.

02

Присутствует, конечно, обмен подарками. До какого-то возраста детей это происходило под видом святого Николая и других персонажей, а потом уже стали просто дарить друг другу. В этом сейчас, конечно, присутствует и негативная сторона. Если стараться подарить что-то особенное, то в этом будет момент влияния общества потребления. Мы стараемся в эту ловушку не попадать, а просто оказывать друг другу символическое внимание. Увы, перед праздниками часто бывает так, что люди бегают по магазинам, что-то ищут, а потом усталые и злые ругаются друг с другом. У нас в семье табу – туда не соваться, потому что эмоций хороших там не получишь, к сожалению.

Получается, что Сочельник Рождества – это сугубо семейный праздник, а само Рождество – тоже семейный, но включает визит к родным и близким. Это распространенная традиция, не только христианская, она приветствуется и во многих татарских, и в смешанных семьях. Традиция не оригинальная, но очень хорошая.

03

Недавно попала мне в поле зрения статья, жалко не помню автора, это кто-то из знаменитых священников, живших по окончании Средневековья, ближе к новому времени. В то время, когда религиозность людей была достаточно крепкой, он говорил – во время Адвента, поста вы не едите мясо, но тем, что вы совершаете плохие деяния в отношении другого человека, говорите ему какие-то неприятные вещи, вы тем самым едите своих братьев. Поэтому всегда надо помнить, что главная ценность для нас – человек, ближний наш. В связи с этим я хотел бы пожелать нашим прихожанам в Рождество сохранять эту главную ценность во всех отношениях. Это непросто. Это очень сложно. Силы для этого нужно просить у Бога. Тогда у нас все будет немного лучше.