Недавно мне посчастливилось побывать на Святой Мессе в небольшом марийском городе Волжске, где с послевоенных времен вынужденно живут немцы, которых репатриировали сюда в основном из Украины. Среди них были и католики, которые ещё в советское время основали общину и дождались католических священников, принёсших им Таинства, которых многие не знали с детства. Своего храма у общины нет, люди собираются на богослужения в обычной квартире. Мне захотелось побольше узнать о том, как возможно сохранить веру сквозь запреты, отсутствие постоянного священника и сакрального места для литургической и общинной жизни. Рассказать об истории общины я попросила её неформального лидера – Михаэллу Стариченкову, которая очень помогает казанскому сайту в публикации проповедей священников, не один год очень оперативно расшифровывая аудиозаписи.
Фотографии для репортажа предоставлены Михаэллой и сделаны мной на мобильный телефон. Прошу прощения за их качество: показалось важным запечатлеть Святую Мессу, которая у волжских католиков бывает далеко не каждый день и не каждую неделю.
Маргарита Якубович.
Слово Михаэлле:
Немцы-репатрианты, потомки немцев-колонистов Украины, были привезены в Марийскую АССР в Волжск в 1946 году, имея статус спецпереселенцев. Поселили их в деревянных бараках в нескольких районах города, условия в которых, по рассказам мамы, были вполне пригодны для жизни. Жили дружно, помогали, поддерживали друг друга, держались друг друга и в горестях, и в радостях. Женщины старшего поколения: матери, бабушки не мыслили своей жизни без Бога, ведь в их родных местах были храмы и священники. Стремясь сохранить и передать веру, собирались вместе, молились, часто ходили на кладбище, где можно было молиться более свободно. Среди приехавших были и католики, и лютеране, и меннониты, и каждая группа как-то старалась сохранить свою веру. До 1 февраля 1956 года спецпереселенцы находились под спецкомендатурой и не имели фактически многих прав. В 1956 году сняли ограничения, и большая часть людей уехала из Волжска, соединялись семьи в разных концах Советского Союза, многие позже уехали в Германию. В Волжске осталась немногочисленная группа.
По-прежнему втайне крестили детей, обычно это делали пожилые уважаемые женщины, с молитвой хоронили своих единоверцев. Многие сохранили и провезли через все преграды и тяготы свои Библии, молитвословы, что-то помнили, что-то переписывали друг у друга в тетради. Но почти всех провожали в последний путь с молитвой: и накануне, и в день похорон собирались женщины-католички, молились Розарий, другие молитвы и вспоминали, как это было у них «дома». В нашей семье каждое воскресенье мама уводила нас на улицу, за сараи, и мы молились. Поэтому основные молитвы я до сих пор читаю на немецком языке. Почему на улицу? В бараке были «уши» и отец-коммунист, которому нельзя было портить карьеру. Мы, все три сестры, смогли завершить крещение и получить первое Причастие из рук священников в храмах: сестер бабушка возила в Караганду в 1965 году, я ездила в Душанбе в 1981 году.
Рождество и Пасху в семьях немцев праздновали всегда. Может быть, позже больше по-мирски, молились меньше, но праздновали, собирались большими семьями, пели, танцевали, вспоминали. Нам, детям, это было очень интересно, весело и вкусно, было много традиционной немецкой выпечки, сладкой и ароматной, были подарки.
В 1982 году и несколькими годами позже в Волжске был проездом (тайно и только в двух семьях) легендарный Иосиф Свидницкий. С ним были знакомы те, чьи родственники жили в Душанбе, и те из нас, кто смог там побывать. Была возможность исповеди, отслужена Месса, получили Причастие. Поздно вечером в темноте отец Иосиф уехал дальше, в Сибирь. С ним появились в наших семьях первые молитвословы, первые книжечки с кратким Катехизисом, отпечатанные на пишущих машинках на тонкой бумаге, своего рода самиздат.
(Подробнее о священнике Иосифе Свидницком можно почитать и послушать в материале Радио Ватикана). Благая Весть советским католикам: о. Иосиф Свидницкий
Однажды мама случайно узнала, что в Волжске в городской больнице есть уголок для молитвы и там иногда служит православный священник, и якобы у него есть разрешение Папы Римского Иоанна Павла II служить Мессы католикам. Мама познакомилась с ним, это был Сергей Владимирович Златоустов (позднее известный Раифский схиигумен Сергий, скончавшийся в 2016 году). Отец неоднократно бывал у нас дома, можно сказать, что родители дружили с ним. Мама бывала у него дома в Атлашкино, получила в подарок от него немало книг на немецком языке. Первый раз большой группой на кладбище 2 ноября собрались и молились за всех усопших именно с отцом Филаретом – тогда он носил это имя и руководил в Волжске строительством православного храма.
От него же мама и узнала о том, что в Казани появились католические священники. Узнав адрес, написала письмо, поехала сама, познакомилась. Стала ездить по воскресеньям в Казань в часовню на Арском кладбище, когда там еще служили отец Евгений, отец Хуан Карлос. Всегда старалась пригласить кого-то с собой. Ездил несколько раз и наш отец, там они получили благословение на их брак. В тоже время мама получила благословение от архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Позднее стали приезжать в Волжск отец Диогенес и сестры: на похороны, крестины, даже на венчание одной пары и просто в гости. Собирались по квартирам – кто пригласит и те, кого пригласят хозяева квартир, там и служили Мессу. В то время в Волжске еще было немало католиков. У отца Диогенеса была мечта приобрести здесь какое-то помещение, в котором мы могли бы молиться, он активно прорабатывал этот вопрос. Но… Какое-то время в городе существовало немецкое общество, там было немного верующих католиков, но были немцы, учителя немецкого языка. И именно с помощью этого общества были организованы две встречи – одна как праздничный концерт на Рождество по григорианскому календарю, 25 декабря, а на вторую приезжал епископ Клеменс Пиккель, были представители местной власти. Появилась надежда, что что-то изменится, но у Бога были свои планы…
Как-то приезжала в Казань делегация немцев-католиков из Германии, встреча которых с нашими верующими в Волжске была организована у нас дома. Было много народу, но как-то поместились. Не могу точно сказать, эти ли люди помогли или епископ посодействовал, но появились деньги, чтобы отремонтировать квартиру, где жили и живут братья, готовые принимать у себя по воскресеньям своих единоверцев для того, чтобы служилась Месса. Незадолго до этого умерла их мать, на похороны которой приезжал отец Диогенес, и видимо тогда пришла эта мысль хоть как-то определить место постоянного сбора общины. Хозяевами квартиры являются три брата, не имеющие собственных семей, старшему из них 61 год. Один из братьев – художник-самоучка, резчик по дереву, сделал «красный уголок», где собраны иконы, четки, цветы, какие-то поделки, а в центре находится привезенная из храма не очень большая скульптура Божьей Матери. «Матушка» – так ее называют братья. Прихожан уже с самого начала было немного, но такой стабильный состав, и в то же время значительно больше, чем сейчас. Отец Диогенес часто привозил с собой кого-то из казанских прихожан, именно оттуда пошло наше знакомство с некоторыми из них. К счастью, в Волжск ехали с радостью многие, гостей здесь любили всегда.
Отец Диогенес постоянно заботился о своей пастве: звонил, приезжал, навещал пожилых, неоднократно организовывал поездки прихожан в Казань и в часовню, и в новый храм, присылал машину и привозил людей на праздники, на экскурсию. Именно таким образом побывала в храме (на Арском кладбище) и я. Постоянно заботился он и о детях наших прихожан, приглашая на праздники, в детские и подростковые лагеря. Оля Битц и Денис Сикорский еще в часовне приняли первое Причастие.
В силу ряда причин до 2013 года я нечасто могла ходить на Мессы, но как-то всегда была на связи со всеми. В те годы в Волжске была все-таки группа, похожая на общину, но жизнь вносит свои коррективы: три прихожанки умерли, активный прихожанин и помощник, скорее координатор, Петр Сикорский с семьей уехал на родину в Белоруссию и там является активным прихожанином местной церкви. Когда-то отцы (Петр и Юрий Домашевские) часто приводили на Мессы своих детей, но дети выросли, у них появились свои семьи, другие интересы, и они бывают с нами крайне редко. Но бывают, и это радует! Периодически приходит кто-то из католиков, обещают приходить, но к сожалению, слова остаются словами. Их право, но обидно… Видимо, мало молимся о привлечении новых прихожан. На похороны и дни поминовения родственники умерших католиков (чаще всего это православные верующие) приглашают священников, сестер, нас. На кладбище 2 ноября приезжает священник лет 15 минимум, но и там молящихся становится все меньше, и больше тех, кто уже ждет молитв. Двух женщин, которым уже под 90 лет, священники навещают дома: Оттилию Карроль и Магдалену Вандер. На сегодняшний день основной состав прихожан всего 6 человек: Яков Циммерман, Александр Циммерман, Сергей Смирнов, Михаил Битц, Юрий Домашевский, Михаэлла Стариченкова и иногда приходят еще 2-3 человека.
До 2017 года, пока мама была в относительном здравии, но уже не могла туда ходить, в Рождество и Вербное воскресенье Мессу служили у нас дома, «чтобы бабушке тоже был праздник» – сказал когда-то отец Диогенес. Сейчас в связи с состоянием ее здоровья как-то боязно собирать дома большую группу людей, поэтому Месса служится в основном только для членов нашей семьи. Но служится!
Хочется поблагодарить отца Андрея, что принял эстафету от отца Диогенеса и заботится о нас. Все священники и сестры, служащие в Казани, бывают в Волжске. Благодарение Богу! Именно поэтому наша малочисленная община всегда с Богом. А священники и сестры о нас помнят, молятся, несут в Волжск Слово Божие и дают надежду.
Михаэлла Стариченкова, прихожанка г.Волжск
Фотоальбом из истории общины на нашей странице в контакте Волжск. История
Святая Месса в квартире братьев Циммерман Месса 09.12.2018